Лесник. Эта профессия «употребляется» исключительно в мужском роде. Но вопреки всем канонам решила испытать на себе в этот раз ремесло блюстителя порядка в лесу. Во время творческой командировки узнала немало интересного о работе лесника и о людях, которые заботятся о сохранности и приумножении нашего природного богатства.
Лесной патруль к обходу готов!
По распределению я, неопытный в сфере лесного хозяйства специалист, попала в Белынковичское лесничество, где мне предстояло разгадывать тайны леса от корня до кроны под патронажем человека-энциклопедии, опытного лесника, общественного инспектора по охране труда В. Н. Потаенко.
Угораздило же мне в самый солнцепек (помните в конце июля?) вырваться на лесные просторы. На улице 34 градуса. А я иду на работу в резиновых сапогах, укутавшись с ног до головы одеждой не по погоде. Зато надежно спряталась от полчища клещей, комаров и оводней! Шла в лес с неспокойной душой, опасаясь встречи с ползучими гадами.
К моменту моего прибытия Валерий Николаевич на территории Белынковичского лесничества укомплектовывал свой двухколесный транспорт орудиями труда: бензопила, топоры, кусторез, средства индивидуальной защиты. А еще… архив различных документов, главным из которых является план лесонасаждений обхода №6.
Прежде чем отправиться в свои владения, хозяин леса взобрался на тридцатиметровую башню (я не осмелилась составить компанию своему напарнику), где с высоты птичьего полета оценил через бинокль обстановку в близлежащих лесах. В пожароопасный период это для лесников правило номер один.
– А теперь можем отправляться в лес. Я не боюсь пожаров, главное – вовремя его обнаружить. Мне приходилось и в одиночку бороться с огнем при низовом пожаре, — рассказал Валерий Николаевич, уже спустившись на землю. – Низовой пожар чаще всего возникает в лиственных лесах. При низовых пожарах горят нижние части деревьев, трава, валежник, выступающие корни деревьев. В моем обходе хвойные леса, для которых свойственен верховой пожар. Это когда огонь продвигается по кронам деревьев.
Посадил триста тысяч деревьев, построил беседки и вырастил сына
До ближайшего района обхода несколько километров. Мы на «Прессе» следуем за лесником. При въезде в лес останавливаемся у беседки, которую построил Валерий Николаевич из строительных отходов без применения гвоздей. Чего с первого взгляда и не заметишь. Но это не единственное изобретение лесника. Из-под его золотых рук они за время его работы «выросли» в его владениях, как грибы.
Присев на минуту в беседке, я любовалась пышными шапками сосен. Снизу казалось, что они упираются в небо.
– Можно ли по внешнему виду определить возраст дерева? – интересуюсь у лесника.
— Можно по кольцам. Но для этого нужно дерево срубить, – объясняет лесник. – Обычно определяют возраст по высоте. Каждый год у дерева появляется новая ветка (или пара симметричных веток). Поэтому возраст дерева можно посчитать, определив, сколько сучьев в вертикальном «ряду» ствола дерева. Вот этой сосне уже лет восемьдесят, эта чуть моложе — знакомит со «старожилами» лесник.
– Валерий Николаевич, как известно, настоящий мужчина должен в своей жизни сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и воспитать сына. Вы с этими задачами справились?
– И даже выполнил сверхнормы, – смеется лесник. – Есть семья. С женой воспитали сына. Есть дом. Мало того, беседки своими руками построил. И за двадцать лет работы в лесу посадил триста тысяч деревьев. Посчитать несложно, так как ежегодно нам доводится план посадки саженцев. Нам отдыхать на лесных просторах некогда.
Мое внимание привлекла огромная канава.
– Это на случай пожара работники лесхоза проводят окапывание леса по краю (это преграда для низового огня), регулярно проверяют состояние вскопанных участков, просек. Для облегчения учета леса и проведения таксационных и повседневных производственных работ (отвода лесосек, рубок ухода, лесокультурных, противопожарных мероприятий и т. п.), территорию лесничества делят просеками на более мелкие участки, которые принято называть кварталами. Мой обход состоит из 23 кварталов общей площадью 109,5 га.
Потихоньку за беседой и обходом территории пролетает время. Валерий Николаевич успевает, отвечая на мои вопросы, внимательно осматривать деревья, приглядывается к коре, ведь в его обязанности входит отслеживание первых признаков болезни деревьев, появления насекомых-вредителей. Всем «неисправностям» леса Валерий Николаевич ведет учет, помечает для себя проблемы, чтобы потом со специалистами скоординировать их устранение.
– Если лесопатолог выясняет, что стволы или кроны заражены и не подлежат лечению, то лесничий планирует санитарную вырубку насаждений, в процессе которой удаляются поврежденные, больные, усыхающие деревья, чтобы в дальнейшем больные растения не превратились в рассадники инфекции и вредителей.
Во время обхода мы замечаем выброшенную пэт-бутылку. Хозяин поднимает ее и со словами обиды продолжает беседу:
— Бывают случаи, когда встречаются не совсем порядочные и честные граждане – вредители природы, браконьеры. Не нам учить взрослых людей, что нужно беречь природу. Они должны понять, что несут ответственность за нее. Ну а если не делать обход, то лес будет напоминать бесхозный дом. Сейчас надо спилить вон то нависшее над тропой дерево.
Оно представляет угрозу для жизни посетителей леса.
И тут же в доли секунды Валерий Николаевич с помощью бензопилы ловко расправился с тонкостволым деревом.
А Ира слушает, да ест
Честно говоря, настроение у меня было совсем не рабочее. Одно дело пятки подгорали в резине, другое дело – ягоды кругом, крупненькие, сладенькие. Ну как же не угоститься, тем более в пору, когда наложен запрет на посещение лесов?
– Валерий Николаевич, приходилось вам спасать заблудившихся людей?
– Эти случаи, к сожалению, не редкость. Чаще встречаются женщины, пожилые люди. Ходить одним в лес в любом случае опасно. Один старик рассказывал, что блуждал по лесу целый день. Выбрался лишь, когда услышал сигнал поезда, который и сориентировал, в каком направлении двигаться.
– Не дай Бог в такую жару в лесу заблудиться без воды.
– Это правда. Но выжить можно. В качестве спасения есть так называемая смесь сока древесины и муравьиной кислоты. Очень вкусно и прекрасно утоляет жажду! В детстве любили обстрогать ножом березовую палочку, чтобы на ней выбрызнул сладкий сок весны. И если положить такую сладкую палочку в муравейник, то самая сильная часть муравьиного государства мигом бесстрашно кинется на этот белый и громадный для них сучок, поливая кислотой!
Мне стало интересно. Обнаружив в лесу муравейник, я последовала совету напарника. Провела собственный эксперимент только с осиновой веточкой. После чего несколько минут смаковала драгоценную веточку, пытаясь разобраться со вкусом. Может быть, оттого, что я налакомилась черникой, особо не поняла, действительно ли она помогла утолить мне жажду.
Кстати, помня все это время о змеях, я совсем забыла о представителях лесной фауны, воспетых в русских народных сказках. А у лесника даже ружья за плечами нет.
– Вам доводилось встречать в лесу волка?
– Было дело. Даже с лосем встречался. Но расходились тихо-мирно. Очень важно не терять самообладание, не бояться, ведь звери очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние человека.
Елки-палки…
До обеда я слушала лекции, но после обеда на свежем воздухе пришлось применить некоторые знания уже на практике, впервые взяв в руки топор.
– Подобно младенцу, молодой лес требует постоянного внимания и ухода. Не стоит думать, что вопрос взращивания нового леса ограничивается посадкой саженцев. Лиственные деревья растут гораздо быстрее хвойных и с легкостью могут заглушить их рост. Рубка просветления при этом просто необходима. Для обновления леса есть три варианта: посев, посадка саженцев или природное обновление. Однако наиболее важны работы по уходу за молодняком, в частности, рубка осветления, в ходе которой ликвидируется кустарник.
Валерий Николаевич выделил мне полосу препятствий, где я безжалостно расправлялась с нежелательной порослью, чтобы молодым сосенкам создать благоприятные условия для роста. Оказывается, сосна прибавляет в год всего 10–15 см.
Неизвестно, сколько бы лет я освобождала топором молодняк, если бы не современная техника, которой в считанные секунды Валерий Николаевич срезал все лишнее. Мой результат работы по сравнению с его можно смело назвать каплей в море. Пробовала управлять кусторезом, но и здесь сил надо немерено. А от жары у меня подкашивались ноги. Поэтому не зря лесник – слово мужского рода да и профессия тоже чисто мужская.
P.S. Радовало то, что домой я вернулась живой и невредимой. Самое удивительное: в лесу была, и даже комара не увидела, не говоря уже о прочем зверье. Где-то, видимо, прохлаждались, пока я бороздила лесные просторы и «оперировала» легкие нашей Беларуси!
Продолжение читайте в районке!
Ирина НЕКРЫЛОВА.
Фото Людмилы СМОЛЯКОВОЙ.