Лица цыганской этнической группы записаны в неблагонадежный контингент не случайно: обогащаться за чужой счет у некоторых из них – «добрая» традиция. В нашей местности эти люди тоже иногда пытаются заработать, пользуясь людской наивностью, прибегая к уловкам. Так, недавно в милицию поступили сигналы о появлении непрошенных гостей в агрогородке Белая Дуброва, которые совершали «рейды» по частным домам с целью легкого заработка.
О том, как все начиналось, корреспондентам районной газеты рассказала заведующий отделением срочного социального обслуживания РЦСОН О. В. Костенкова:
— В минувший четверг мы обследовали дома одиноко проживающих пожилых людей. Заходим в дом к одной бабушке, а оттуда выходят цыганки. (Оказывается, они тоже «обследовали» материально-бытовое положение пенсионеров). Спрашиваю у бабушки, что они делали у нее дома? Выясняю, что попрошайничали, называя себя беженцами. Сказали, якобы в Беларусь (а именно в нашу деревню) их направили на работу в колхоз. Будут в скором времени распределять по домам. А пока ни кола, ни двора — попросили помочь продуктами, одеждой или деньгами. Разжалобив хозяйку дома, получили пятьдесят тысяч рублей. Зашли в дом к другой женщине , — продолжает Олеся Васильевна, — и та начинает рассказывать нам о судьбе «бедных» людей. Мол, девочка стала плакать. Попросила меня помыть руки. Ребенка стало жалко. А другая цыганка просила о помощи. Пенсионерка угостила их банкой меда. Тут я поняла, что надо бить тревогу: позвонила председателю сельсовета М. С. Грибачеву и оповестила о цыганских гастролях. После этого оперативно прибыли на место сотрудники РОВД (гастролерши на тот момент совершали рейды по ул. Зеленой). «Беженок» доставили в отдел милиции.
Как после выяснилось, практически никто из сельчан не отказал в помощи «погорельцам»: одни деньгами помогли, другие – продуктами, третьи – одеждой.
В тот же день корреспондентам довелось пообщаться с цыганками (на вид им лет за 50) и маленькой девочкой уже в дежурной части. Разговор был примерно такой…
— Добрый день. Я из редакции районной газеты. Мне хотелось бы с вами побеседовать.
Женщины тут же переглянулись, что-то обсудили между собой, протарабанив на незнакомом мне языке.
— Зачем, девушка? Не надо про нас писать в газету.
— Хорошо, просто побеседуем. Когда и откуда вы к нам приехали?
— Из Бреста. Сегодня рано утром, — ответила без особого желания одна из цыганок, а все остальные делали вид, будто меня не понимают.
— Вы в самом Бресте живете?
— В Дрогичинском районе.
— А почему так далеко от дома решили гастролировать?
— Потому что в своей местности нас все уже знают, да и нас много очень проживает в нашем поселении.
— Почему вы выбрали именно Белую Дуброву?
— Здесь люди хорошие живут, — засмеялась ответчица. – Вообще, мы приехали очень рано и посмотрели в расписании отправление ближайшего рейса. Выбранный маршрут оказался на Белую Дуброву.
Зная на собственном опыте, как цыгане умеют заговаривать зубы, я неохотно верила всему, что они говорили.
— По какой схеме вы действовали по прибытию в деревню?
— Мы разбрелись по одному, иначе бы люди нас всех не пустили к себе на порог – испугались бы. Заходили в дом (в основном, это были пенсионеры, так как днем все на работе) и просили помочь. Почти никто не отказывал.
— Опытные, да к тому же и хитрые, — мелькнула у меня мысль. – Не признались ведь, что выдавали себя за погорельцев.
В момент нашей беседы две выходили покурить, а та, которая оставалась сидеть с девочкой, напрочь отказывалась что-то говорить (мол, не понимает).
Тогда я решила познакомиться с малышкой.
— Как тебя зовут?
— Катя! – держа в руках печенье (видимо, собственный заработок), отвечала девочка.
— Сколько тебе лет?
— Пять.
Цыганки, вернувшись, прервали мою беседу с девочкой.
— Марель, — обратилась бабушка к внучке, приказав взглядом молчать.
Как же все-таки зовут девочку, Марель или Катя, от цыганок я правды так и не добилась.
— Почему вы с ребенком приехали на промысел? С ней легче войти в доверие к людям?
Вот здесь-то все и началось. Мой вопрос, который, между прочим, уже и подразумевал ответ, привел цыганок в ярость. Даже те, кто до этого «не владел русским языком», захотели высказаться.
— Бессовестная, как вы можете такое говорить?!
Цыгане решили защищаться от вопросов, нападая на меня.
— А у вас нет детей, которые хотят постоянно есть, которых нужно одеть? У нас их по пять, по семь в семье!!!
(Хотя, как позже мне сказал участковый инспектор по Белодубровскому участку Д. В. Казаков, по паспорту у них по двое-трое детей).
— А что, ваши люди не ходят по домам, не попрошайничают?
— Неужели бы вы не помогли человеку, если бы он обратился к вам за помощью?
— Конечно, помогла бы, но только не лицам вашей национальности. Я уже научена горьким опытом общения с цыганкой.
Вижу, что устали цыганки отвечать на вопросы. И тут я решила рассказать своим собеседницам реальный случай, произошедший со мной семь лет тому назад.
— Будучи студенткой, впервые в жизни мне довелось столкнуться лицом к лицу с цыганкой. Выйдя после занятий из учебного корпуса, я тут же направилась в общежитие. Был осенний солнечный день, настроение веселое. Как вдруг передо мной, словно из-под земли, выросла молоденькая цыганка: «Девушка! Вы не скажете, как пройти к ближайшей стоматологической поликлинике?» Я начала объяснять, но, похоже, она меня не слушала. «Я вижу, ты добрая, хорошая, я тебя сразу заметила, – говорила женщина тихо и быстро, так, что я едва успевала уловить смысл. – Вижу, все у тебя в жизни хорошо, но могу сказать, что ждет тебя в будущем. Денег не возьму, очень ты, моя красавица, понравилась мне». Цыганка бормотала, передвигаясь и дотрагиваясь до меня. В голове у меня все кружилось, а тело не слушалось, как во сне. Не смутило даже то, что для проведения «процедуры» псевдоцелительница попросила тысячу рублей. Взяв их, она проделала с купюрой незамысловатые манипуляции руками, и деньги исчезли. «Какие деньги? О чем ты, милая!» — возмутилась врачевательница на мою просьбу вернуть деньги. В это время мимо нас проходили люди, некоторые оборачивались, но почему-то никто не одернул меня. Потом цыганка попросила еще денег, мол, для исполнения желания. Одну деньгу надо было завернуть в другую. Она то забирала у меня деньги, то возвращала назад. Но противостоять незнакомке я не могла. Когда я сказала, что у меня нет больше денег, та попросила вежливо открыть сумку еще раз и хорошо посмотреть. Но, к счастью, кроме подаренных аферистке одиннадцати тысяч, у меня ничего не оказалось. На глаза навернулись слезы, я попросила отпустить меня. На что фантазерка ответила: «Ты должна постоять на этом месте минут десять. Ни с кем не разговаривай. А расскажешь кому – порчу наведу на тебя». Она ушла, а я боялась сдвинуться с места. Вижу, идет моя одногруппница. Я ее подозвала, на свой страх и риск рассказала о произошедшем. А дальше действия разворачивались уже с участием милиции. Оказывается в то время, когда меня «обрабатывала» цыганка, недалеко от университета находились оперативники, которые следили за действиями мошенниц (мать молодой цыганки в то же время «разводила» таксиста).
— С вами только что разговаривала цыганка. Что она вам сделала? – подойдя ко мне, поинтересовался милиционер.
— Деньги вымогала.
— Сколько?
— Одиннадцать тысяч.
— Все ясно.
В общем, нам удалось догнать цыганок. Юная «фокусница» достала из рукава свернутые мною деньги и вернула их мне, при этом у нее еще и наглости хватало уверять, что я сама деньги ей отдала.
Эту неприятную историю я с ужасом вспоминаю до сих пор.
Цыганки с удивленным выражением лица слушали меня. Самая активная в разговоре цыганка тут же выпалила:
— Это же надо! Не-е, мы не такие, мы людей не гипнотизируем. Мы честные. Мы живем по заповеди «Не лги, не укради» и тут же окрестилась левой рукой слева направо. Разве после этого можно было верить аферисткам?
Одна из гастролерш, чтобы доказать, что она не способна обманывать людей, достала из кармана куртки пачку таблеток и, нервничая, стала ими размахивать.
— Девушка, разве я, больной человек, стану обманывать?
(Жаль, что я не попросила почитать названия лекарств, неудивительно, если бы там оказался всего лишь активированный уголь).
Весь этот спектакль цыгане разыгрывали в кабинете заместителя начальника РОВД О. Н. Подъяловского после того, как в отношении них было произведено дактилоскопирование и они были поставлены на фото-, видеоотчет РОВД.
— Скажите, сколько вы будете к нам ездить? – обратился Олег Николаевич к цыганам.
Напоследок две пообещали больше не появляться, а третья (между прочим, ее задержали на территории нашего района уже во второй раз), уходя, заявила о своем возвращении уже в следующем году, дескать, люди здесь хорошие.
Цыганки просили отпустить их, так как хотели успеть на поезд. Только вот почему-то точного времени его отправления они не знали.
Если Вы не хотите пополнить список потерпевших от их преступных действий, Р Е К О М Е Н Д У Е ТСЯ:
• не поддаваться соблазну узнать о своем будущем из уст назойливой гадалки, не соглашаться на услуги по снятию порчи. Этим Вы сохраните не только свои нервы, но и деньги, и ювелирные украшения;
• не приобретать с рук золотые изделия на улицах и на рынках. Наличие клейма на ювелирном изделии не означает, что Вы стали обладателем драгоценного металла;
• стараться избегать общения с лицами цыганской национальности на улице, так как некоторые из них обладают даром убеждения, а порою и гипнозом. (Сколько случаев, когда цыгане умудряются продать обычные галоши за миллион!) При общении с ними быть предельно внимательными и ни в коем случае не передавать в их руки свои вещи, ценности и деньги.
• не верить в то, что только их помощь поможет Вам избавиться от горя, и жизненных неприятностей, вернет здоровье Вам или Вашим близким. Как правило, человеку, который не в настроении, они нагадывают несчастье, а веселому, наоборот, успех. Это хорошо срабатывает. Ведь цыгане хорошие психологи и точно поддерживают тон мыслей, которые имеются у человека. Они укрепят подозрения или, допустим, придадут уверенности в себе. «Клиент» поневоле начинает доверять.
• при уходе из дома всегда проверять заперты ли окна и двери;
• не оставлять ключ от входной двери в легко доступных местах;
• не пускать в дом незнакомых лиц, представляющихся сотрудниками различных организаций (нужно уточнить телефон данной организации и не пускать в дом лиц цыганской национальности);
• если в Вашем населенном пункте появились лица цыганской национальности, а так же лица, вызывающие у Вас подозрение, необходимо позвонить по телефону 102.
P. S. За два дня до выхода материала в печать нам сказали, что еще в пятницу видели трех цыганок и маленькую девочку на остановке возле райбольницы. Есть предположение, что они, промышляя, продолжали кочевать по другим деревням.
Ирина НЕКРЫЛОВА.
Фото из интернета.