Мир и созидание — заповедь наших предков, которую мы должны свято исполнять и сегодня

0
1253

Мы, белорусы — мирные люди

Пожалуй, одно из самых любимых занятий белорусских интеллектуалов вот уже на протяжении почти века — вести споры о национальной идее. Есть ли она? И какая? Известно, что наиболее емко такая идея должна выражаться в девизе, близком и понятном всему народу. Тогда слова «мир» и «созидание» точно стали бы его частью. Не случайно 2023‑й объявлен Президентом Годом мира и созидания.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Если мы хотим жить в мире и безопасности, то прежде всего должны уважать и ценить труд людей в погонах, воспитывать детей патриотами своей страны и соблюдать закон. Если мы хотим жить в мире и достатке, то должны много, честно и добросовестно работать. Если мы хотим жить в свободном и независимом государстве, то должны беречь и защищать историческую память, духовные ценности и исконные традиции.

В новогоднем обращении к белорусскому народу, 31 декабря 2022 года.

Путь созидательницы

Если подбирать исторический образ для провозглашенного Года мира и созидания, то наиболее подходящим будет Евфросиния Полоцкая.

Юная Евфросиния хорошо знала историю своего рода и была прекрасно осведомлена об окружающей ее политической действительности. А та мало отличалась от прежних смутных времен. И вся жизнь подвижницы стала как бы зримой альтернативой бесконечным интригам, склокам, заговорам, княжеским походам, которыми была наполнена история Древней Руси.

Евфросиния выбрала путь созидательницы. Фактически она совершила культурную революцию (в подлинном смысле этого слова) на Полоцкой земле. Благодаря ее усилиям воздвигались храмы и монастыри. Легендой стал Крест Евфросинии Полоцкой. А переписывание книг и вовсе было одним из ее монашеских обетов.

Все свое общественное и политическое влияние (а оно было немалым) Евфросиния использовала для умиротворения многочисленных конфликтов неспокойного времени феодальной раздробленности.

В ее житии записано, что преподобная не желала видеть врагами «ни князя со князем, ни бояре с боярин, ни служанина со служанином — но всех хотяше имети, яко един душю». Исследователи предполагают, что именно Евфросиния способствовала тому, чтобы ссоры внутри династии Рюриковичей в середине XII века, по крайней мере в Западной Руси, не переросли в кровавую гражданскую войну.

Есть основания полагать, что и последнее дело жизни Евфросинии Полоцкой — паломничество на Святую землю — также имело не только церковный, но и дипломатических характер. Ее путь пролегал через русские княжества, Византию, государства крестоносцев. Христиане тогда враждовали друг с другом. А преподобная везде старалась найти доброе слово, передать весточку, найти повод для согласия. Почет, которым она была окружена в своем паломничестве, говорит о том, что ей многое удалось.

Пастырская миссия

Младшим современником Евфросинии Полоцкой был Кирилл, епископ Туровский. Не нужно лишний раз подчеркивать его значение для восточнославянской культуры. Русский Златоуст — так его называют, и этим все сказано. Сейчас напомним об одном из его многочисленных свершений, связанном как раз с умиротворением смуты.

В литературном наследии Кирилла Туровского есть «Притча о Слепце и Хромце». Ее появление связано с острым церковным и политическим кризисом, разразившимся в Древней Руси. В то время самым влиятельным князем был Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, правивший во Владимире, Ростове и Суздале. Но он не спешил овладевать киевским престолом, как было принято раньше, а решил стать самовластцем на собственной земле. Как говорят историки, отделил старшинство от места.

Одновременно князь задумал создать и собственную церковь, независимую от Киева и даже Константинополя. Помощником ему служил вольнодумный проповедник Феодор (Федорец). Его-то в 1164 году Андрей и возвел на епископскую кафедру, никого не спросив. А Федорец принялся насаждать разные нововведения, сильно походившие на ересь.

Разгорелся грандиозный скандал, который продолжался несколько лет. Из Киева и Византии летели гневные филиппики. Под угрозу было поставлено не только и без того хрупкое политическое устройство Руси, но и единство всей православной церкви. Дело шло к полному разрыву. И вот здесь прозвучало пастырское слово епископа Турова. Оно стало решающим.

В иносказательной, но предельно понятной форме святитель призвал Андрея Юрьевича одуматься и отказаться от своих рискованных намерений. Огромный авторитет Кирилла (а некоторые исследователи полагают, что Андрей Боголюбский был его учеником) сделал свое дело. Князь раскаялся, изгнал Федорца с епископской кафедры и не стал вносить раскол в церковь. Показательно, что затем церковь прославила как Андрея Боголюбского, так и Кирилла Туровского в лике святых. Духовное наставление и своевременное покаяние одинаково ценны.

Кладезь мудрости

На смену Древней Руси пришло Великое Княжество Литовское, а Средневековью — эпоха Возрождения. Но это вовсе не только эпоха великих творцов, поэтов и художников. Всю Европу сотрясали бесконечные войны. Города беспощадно разорялись, уничтожались крестьянские поля. Феодалы выжимали все соки из своих подвластных и грабили чужих во время захватнических походов.

И посреди всеобщей войны всех против всех голосом разума прозвучала «Песня про зубра», написанная в 1522 году нашим земляком Николаем Гусовским. Это был гимн родной культуре, но и призыв к миру.

Там есть такие строки, которые актуально звучат и в наши дни.

Хватит убийств! Возбужденная совесть и разум

Властно велят мне тревогу поднять, ополчиться

Против разбоя. Как долго весь мир христианский

Марс беспощадный купает в крови, потрясая

Веры устои! Она, христианская вера,

Шаткою стала и дома, и на поле брани.

Вражьи ли сабли, свои ли мечи подрубают?

Не только первопечатником, но и великим гуманистом был еще один деятель эпохи Возрождения — Франциск Скорина. Его предисловия и комментарии к библейским текстам — кладезь народной мудрости, выстраданные собственной жизнью мысли.

Великий просветитель оставил нам свой наказ: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, итого не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети… Сей закон прироженый ест в серци единого кажного человека». Слова простые, почерпнутые из Евангельской истории, но такие близкие каждому человеку. Если бы текущему Году мира и созидания понадобился эпиграф, то лучшего и не сыскать…

Подобных ярких исторических примеров множество.

Ведь это только прозападные национал-радикалы пытаются тащить в наш пантеон всякую там шляхту на конях в перьях, головорезов вроде Булак-Булаховича да полицаев кушелевского разлива. Они не знают наш народ и нашу историю.

Александр Лукашенко всегда улавливал чаяния людей. В этом его политическая сила и залог победы. Как и в глубинном понимании сути исторического пути белорусского народа.

А она — в первых строчках нашего гимна: «Мы,  беларусы — мiрныя людзi». Отсюда и все миротворческие инициативы.

Жаль, что наши предложения зачастую оставались неуслышанными великими державами. Сейчас Год мира и созидания — это и отражение настроений белорусов, и продолжение канвы нашей истории.

Нет постов для отображения