
Президент Беларуси Александр Лукашенко собрал совещание с руководством Совета Министров, передает корреспондент БЕЛТА.
«Эти три проблемы вынесены на такой высокий уровень, потому что напрямую затрагивают трудовые коллективы и права наших людей», — отметил Александр Лукашенко.
Обсуждая вопрос урегулирования неплатежеспособности организаций, Александр Лукашенко напомнил, что недавно в этой сфере был принят новый закон, который несколько раз рассматривался на уровне Президента. «Мы изменили подходы к процедурам, сместив акценты с банкротства на оздоровление и сохранение предприятий и, следовательно, рабочих мест. Доложите, как сказались новации того закона на снижении убыточности в экономике, — сказал белорусский лидер. — Есть ли выявленные практикой узкие места, которые следует устранить для дальнейшего недопущения банкротства?»
В связи с этим белорусский лидер остановился на институте антикризисных управляющих. «Очень хотелось бы, чтобы докладчик по этому вопросу, министр экономики, доложил нам, откуда сие явление пришло в Беларусь, что оно означает. И самое главное — зачем оно нам. Это же новое явление в независимой Беларуси, — обратился к участникам совещания глава государства. — Какой эффект мы получили от этих самых антикризисных управляющих?»Как доложил министр экономики Юрий Чеботарь, закон об урегулировании неплатежеспособности, принятый в конце 2022 года, дал полномочия местным органам власти на предупреждение банкротства частных организаций. «Сегодня уже опыт есть. За время работы закона восемь частных организаций зашли в санацию по своей инициативе», — отметил он.
Вторым новшеством закона стало усиление роли совета кредиторов. Если речь идет об организациях, которые имеют валообразующее значение, у министерств и облисполкомов есть право назначить в совет своего проверенного человека. Кроме того, усилилась роль представителей трудовых коллективов. В совет кредиторов обязательно входит работник, который контролирует вопросы выплаты зарплаты, заключения и расторжения трудовых договоров.Речь зашла о том, насколько эффективно работает механизм назначения антикризисных управляющих в проблемные организации. Глава государства усомнился в эффективности подхода, при котором, как заверяют чиновники, проверенного, но все же стороннего человека фактически назначают руководить предприятием. Однако при этом данный антикризисный управляющий таким руководителем с формальной точки зрения все же не является. «Встает вопрос: я не управляющий, не директор, я непосредственно за это не отвечаю», — заметил белорусский лидер.
Ранее с предложением о введении института антикризисных управляющих в том числе выступал Верховный Суд, чтобы уменьшить количество рассматриваемых в суде дел, касающихся экономической состоятельности предприятий. «Нахомутали под какую-то рыночную экономику, которой никогда не было и не будет. Везде нужно управлять, контролировать, — заявил глава государства. — А что эти управляющие нам дают? Ничего не давали».
Александр Лукашенко, исходя из своего личного опыта, уверен, что вопросами конкретных предприятий все же должны заниматься органы власти на местах: «Им виднее. Пусть они туда направляют и отвечают».
Президент заявил, что нужно принимать прежде всего такие решения, чтобы был результат, а это можно только с участием райисполкома или облисполкома, где непосредственно знакомы с ситуацией в той или иной организации. И разбирательство в суде, уверен глава государства, не может гарантировать учет всех нюансов. «Суд принял решение, минуя органы власти — райисполком, облисполком, — и с себя спихнул», — сказал он.
По итогам совещания у Президента было принято решение повысить требования к квалификации антикризисных управляющих в Беларуси. По словам Юрия Чеботаря, это может быть сделано в рамках доработки закона «Об урегулировании неплатежеспособности». Документ планируется доработать до конца года.
Кроме того, предстоит выработать четкие и понятные требования к антикризисным управляющим, чтобы избежать нарушений законодательства с их стороны. Это связано с тем, что порой к антикризисным управляющим возникают вопросы со стороны правоохранительных и контролирующих органов, а также Министерства экономики.
Еще одним документом, вынесенным на рассмотрение главы государства, был проект указа об обеспечении выплаты вознаграждений за проделанную работу. Он предполагает введение дополнительных механизмов по защите работников в случаях невыплаты заработка по гражданско-правовым договорам (договорам подряда).
«Казалось бы, в стране выстроена четкая система, благодаря которой каждый получает плату за свой труд, — заметил Президент. — И если мы что-то пообещали и не выплатили, куда человеку идти, как защитить тут свои интересы? Он вынужден идти в суд, искать на это деньги, отрывая от семьи, детей, тратить нервы, время и прочее».

Как пояснил министр труда и социальной защиты Андрей Лобович, проектом указа предлагается распространить на вознаграждения по гражданско-правовым договорам ту же систему досудебного порядка взыскания задолженности, которая сейчас существует при невыплате работникам заработной платы. И такой подход по итогам совещания был поддержан главой государства.
В Беларуси планируют на законодательном уровне ужесточить лицензирование торговли электронными сигаретами и соответствующими смесями. Предлагаемый в этом отношении проект закона стал третьей темой совещания у главы государства.
«Медики бьют тревогу из-за растущей популярности электронных сигарет, особенно среди нашей молодежи — студентов и школьников. Все чаще звучат призывы ограничить и даже тотально запретить их производство и оборот», — отметил Александр Лукашенко.
Президент, однако, обратил внимание и на другую сторону вопроса: «Не сформируем ли подпольную какую-то торговлю? Помню, когда мы вводили эти электронные (устройства для курения. — Прим. БЕЛТА), стоял вопрос, что в России эта зараза уже существует. Границ у нас нет. Мы можем не вводить. Но кому мы добро сделаем? Оттуда завезут. Уже завозили сколько хотели и сколько надо. Ну, решили выровнять ситуацию. Или нет? И вдруг появляется эта тема (новый проект закона. — Прим. БЕЛТА). Я так понимаю, что мы должны сегодня принять решение — быть или не быть».
«Я вообще-то в куреве слабо разбираюсь, как и в алкоголе. Поэтому хотелось бы от специалистов, которые или курят, или вникли в эту тему, чтобы объяснили, что это такое. Говорят, что это хуже, чем табак. Послушаем и примем соответствующее решение. Попробуем найти равновесие, — сказал Александр Лукашенко. — Самое главное — я категорический противник как алкоголя, так и курения. Но курение — это ужас. Ну выпил там 100 грамм… Кто не пьет? Пьют. А курить — гробить свое здоровье, когда медики уже точно знают, что рак легкого — первопричина — это курение».
По итогам совещания министр антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович рассказал, что на стадии подготовки документа обсуждались два варианта. Это либо полный запрет электронных систем курения, либо ограничение на законодательном уровне и принятие мер по регулированию этого направления.
Остановились на втором пути. Планируется ужесточить лицензионные требования в розничной торговле с учетом большого числа фактов реализации товаров ненадлежащего качества, а также недостаточно жестких существующих мер ответственности.
«У нас сокращается перечень субъектов хозяйствования, которые имеют право производить электронные системы курения, импортировать их в страну, заниматься оптовой торговлей. При этом Президент поддержал предложение правительства в части сохранения широкого перечня субъектов хозяйствования, которые имеют право реализовывать в розницу. То есть мы на стадии ввоза изделия в страну включаем жесткий фильтр. Мы запрещаем широкому кругу заниматься оптовой торговлей этих изделий. При этом по максимуму сохраняем рабочие места и ужесточаем лицензионные требования», — поделился подробностями глава МАРТ.





