Железная дорога Беларуси. Удивительное предприятие. С первого дня ее создания и до нынешних времен в развитие этого предприятия вложено невероятное количество сил, через него прошло много судеб и историй …
Нелегок труд железнодорожника. Но несмотря на все трудности и были и есть профессионалы, влюбленные в свою работу, и эту любовь они пронесли через всю жизнь и передали ее своим детям, новому поколению.
Добро пожаловать, дорогие друзья, на станцию Коммунары, где работали и продолжают работать замечательные люди. Знакомство с некоторыми из них мы предлагаем вам сегодня.
Но вначале немного истории.
В конце 19 века в местечке Костюковичи проживали 2148 жителей, было 327 дворов, православная церковь, синагона, больница, аптека, школа и 94 лавки. В 1923 году через местечко была проложена железнодорожная магистраль Орша-Унеча. Тогда же начато строительство станции Коммунары. Название дано в честь образованных вокруг первых коммун.
Вернемся в 20 век, когда самым распространенным видом транспорта были поезда, автобусы, когда чаще перемещались «на своих двоих» и, за редким исключением, на автомобилях «Москвич» либо «Жигули», а еще раньше пассажиров доставляли к поездам на гужевом транспорте. И признайтесь честно, кого не провожал или не встречал типовой вокзал с ярким и громким названием «Коммунары»? Оживленные пассажиры ожидали поезда нужного им направления в разное время суток. А жители привокзальной окрестности слышали до боли знакомое: «Вниманию пассажиров! Поезд Орша-Донецк прибывает на второй путь!» Еще стоит сказать о таком важном моменте, как перрон. Он предназначался для встреч и свиданий и даже служил танцевальной площадкой. В вокзале работал буфет. Местные жители в свободное время любили ходить к поезду, чтобы поговорить, увидеться со знакомыми, узнать новости. В общем, станция Коммунары была местом встреч, общения и расставаний.
Одним из первых, кто принял участие в строительстве железной дороги станции Коммунары, был Герасим Иванович Журов – инженер, приехавший из Западной Беларуси. Тогда железнодорожники покоряли здешнюю болотистую местность, недалеко от железной дороги строили дома и разрабатывали площади под огороды. Первая улица так и называлась Вокзальная (теперь Кулешова), на которой жили стрелочники, сцепщики, составители поездов, машинисты мотовоза, дежурные по станции, кассиры, сторожа переездов и т.д. Одним из первых начальников станции был Забрянский. Белорусский писатель Леонид Леванович, наш земляк, в одном из своих романов описал интересный случай, который произошел именно с этим начальником станции. Аркадий Кулешов в своем творчестве с глубоким чувством патриотизма писал:
Ёсць станцыя такая – Камунары,
Не верыш мне, на карту глянь, таварыш:
Уніз ад Оршы, кожнаму знаёмай,
Стаіць яна ля роўных рэек сёмай.
В настоящее время в филиале станции Коммунары РУП «Могилевское отделение белорусской железной дороги» работает около 200 человек, в их числе и молодые железнодорожники. О своей работе при встрече рассказал Вадим Николаенко:
– Я являюсь помощником машиниста локомотива. Работаю в бригаде с машинистом Владимиром Подобедом. Прихожу на работу с удовольствием. В наши обязанности входят маневровые работы, в результате которых происходит подача вагонов под грузовые операции и их уборка после окончания грузовых операций. Тогда груз подается в нужный пункт назначения. Я же, как помощник, разъединяю и соединяю тормозные рукава, ставлю тормозные башмаки и сообщаю по рации о своих действиях машинисту. Причем подача сигналов должна быть четкой и ясной. В других локомотивных бригадах тоже работают молодые ребята, среди них братья Андрей, Владимир, и Александр Бохановы. Мы с гордостью продолжаем традиции, начатые ветеранами-железнодорожниками.
Тамара ХРОЛЕНОК.
Фото Людмилы СМОЛЯКОВОЙ.