Почти пять лет назад вступил в силу Декрет № 18 Президента Республики Беларусь. В соответствии с вышеназванным документом родители, чьи дети находились или находятся на государственном обеспечении, должны возмещать расходы за их содержание. Согласитесь, это более чем справедливо. Однако на пути к решению вопроса встала проблема. Как, если большинство из них не работает, ведя аморальный образ жизни? И тогда безответственных мамаш и папаш, уклоняющихся от трудовых будней, решено было трудоустроить, возложив груз ответственности за дисциплину и порядок на рабочих местах на плечи руководителей субъектов хозяйствования. Причем, согласно Декрету, подчиненных далеко не образцового поведения нельзя увольнять до полного возмещения расходов по содержанию их детей (за исключением некоторых случаев). Остается одно – воспитывать и перевоспитывать великовозрастных горе-работников.
Начальник ДЭУ-78 В. В. Мурач – один из тех руководителей в нашем районе, кто предоставил рабочие места обязанным лицам. С 2008 года в его дорожно-строительной организации трудится лишенная родительских прав мамаша, а недавно трудоустроилась и другая.
— Головная боль удвоилась, — говорит при встрече Василий Васильевич, предложивший съездить на место, где работают обязанные лица. Заодно лично их проконтролирует. По дороге продолжаем разговор. – Сами понимаете, каков это контингент. Но мы всеми силами пытаемся воевать, наставлять на путь истинный, проводим профилактические работы. Иногда это кажется пустой затеей, ведь перевоспитать человека, которому 45 лет и который всю жизнь жил так, как считал нужным, непросто. Если, конечно, он сам этого не захочет.
Пока что обязанное лицо Т. А. Романенко, 1966 года рождения, перевоспитанию поддается плохо. На ее счету – прогулы, приход на работу в нетрезвом состоянии или после запоя. И откуда у этих людей берутся деньги на спиртное, если 70 процентов от заработка у них автоматически изымается в бюджет государства на погашение долгов за содержание их детей? Какой должна быть заработная плата?
— Романенко у нас числится дорожной рабочей. За апрель текущего года получила около миллиона, — отвечает на вопрос В. В. Мурач. – 700 тысяч идут на детей, 300 – ей в карман. Выходит, этих денег хватает, чтобы содержать себя.
Детей у Т. А. Романенко трое. Старшая дочь и средний сын на сегодняшний день уже совершеннолетние. Младшему Никите – 13. Шесть лет назад ее лишили родительских прав. В то время двоих из детей содержало государство. Антон учился на полном обеспечении в Хотимском лицее. Сейчас уже работает. Никита учится в Могилевской кадетской школе. По словам Романенко, недавно над ним семья взяла опеку. Первоначальный долг, который она должна погасить, — 30 миллионов рублей. Часть его уже погашена.
— На первое апреля 2011 года она имеет задолженность на сына Антона в размере около 8 миллионов рублей, а на сына Никиту – около 5 миллионов, — рассказывает Василий Васильевич. – Поэтому нам еще долго придется видеть в своих рядах Татьяну Алексеевну.
Этим временем подъезжаем к объекту, бригада женщин бетонирует конус моста по дороге на Краснополье. Как оказалось, здесь несет трудовую вахту только Романенко. Второе обязанное лицо – Митрошина – на другом объекте.
Начальник не теряет ни минуты: строгий разговор с обязанным лицом и выяснение причины очередного прогула. Руководителю лично приходится разбираться во всех жизненных перипетиях людей, вверенных ему государством. Не редкость и посещение их на дому.
На обратном пути Василий Васильевич поведал и о другом обязанном лице – 32-летней Надежде Митрошиной, появившейся в ДЭУ-78 в качестве рабочей всего месяц назад. Она не лишена родительских прав. У нее отобрали ребенка и поместили в отделение круглосуточного пребывания для детей в деревне Пролетарское. Шесть месяцев дано Митрошиной для исправления ситуации. Если она возьмет себя в руки, перестанет пить, вести праздный образ жизни, приведет в порядок жилье и будет исправно работать, ей вернут ребенка. Пока что в течение полугода у нее из зарплаты вычисляется 286 тысяч ежемесячно за содержание дочери.
— Митрошину мы закодируем от алкогольной зависимости, — говорит В. В. Мурач. – В отличие от Романенко она не против. Кто знает, может, действительно, одумается и все в жизни поменяет. Я верю. Где-то в глубине души…
Ольга КРИВОШЕЕВА
Фото автора