Один день из жизни учителя химии

0
922

Клюшникова Е. В. работает в ГУО «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Костюковичи» с 1993 года. УчительОдин день из жизни учителя химии в совершенстве владеет методикой преподавания химии, имеет глубокие и разносторонние знания по предмету, свободно ориентируется в специальной, методической литературе по разным областям знаний.  Учащиеся Елены Владимировны из года в год показывают хорошие результаты на централизованном тестировании, постоянно становятся победителями и призерами школьных, районных, областных  и республиканских олимпиад  по химии.  Многие ее воспитанники обучаются в высших учебных заведениях республики. Клюшникова Елена Владимировна неоднократно награждалась Почетными грамотами Управления образования Могилевского облисполкома в 1998 году; Министерства образования РБ в 2003, 2010  годах, Костюковичского отдела образования в 2007, 2010  годах.

Передовой педагогический опыт Клюшниковой Е. В. по теме «Система работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам по химии» обобщался на заседании педагогического совета.

Понедельник. 7ч.50 мин. До начала урока – 10 минут. Захожу в кабинет химии,  который, к моему удивлению, был  уже подготовлен к уроку: вымыта доска, а за столом перед стопкой ученических тетрадей я увидела приветливую и очень обаятельную женщину. (Но  в процессе общения с Еленой Владимировной мне довелось раскрыть в ней еще ряд других положительных качеств). До звонка я успеваю задать несколько вопросов Е. В. Клюшниковой относительно ее распорядка дня.

— Елена Владимировна, для вас понедельник – тяжелый день?

— Вся трудовая неделя проходит очень насыщенно, в две смены: уроки, факультативы, внеклассные мероприятия, школа «Абитуриент», подготовка к олимпиадам.  Вообще каждый день начинается со звонка будильника в 5 часов утра, а заканчивается далеко за полночь. (Звонок на урок перебил нашу беседу).

Дети, стоя за партами, приветствуют учителя. В классе – абсолютная тишина (первый урок – девятиклассники еще не проснулись). Но в считанные секунды мягкий женский голос и стук мела о доску пробудил эту тишину.

— Запишем тему нашего урока: «Многообразие органических веществ. Изомерия» Но прежде давайте ответим на вопросы.

И тут из ее уст посыпалось разное: что?.., где?.., почему?.., как?.., зачем?. Кто-то  «роется» в памяти (судя по задумчивому виду), кто-то в тетрадях и учебниках  в поисках ответов. Но ни один из вопросов не остался не разгаданным: сразу же на помощь спешила учительница. По выражению ее лица можно было понять, что ответами ребят она осталась довольна.

— Теперь открываем тетради, записываем за мной формулы (объясняет задание).

Пока ребята «борются» в одиночку с алканами, алкенами, аминокислотами, аминами, в это время учитель на доске выстроила гомологический ряд для нового задания. На вопрос: кто готов? вырос лес рук. Ответы учащихся выслушаны. Чувствуется неплохая подготовка. Некоторые даже очень способны. С ними просто и приятно работать. Я с радостью за них и даже с некоторой ревностью отмечаю, что многие более сообразительны, нежели была  я сама в их возрасте.

Далее к доске вызывает Влада, который успешно распределил формулы по классификации. (В это время учитель успевает раздать карточки для работы в парах).

Учитель проходит между рядов, следит за порядком.

— Кто готов отвечать? Вижу: Настя готова. Есть еще у нас смелые?

За  ответы учащиеся в свой адрес выслушивают  слова благодарности: «Спасибо, Влад, молодец!», «Правильно, Настя, умница!» и т.д.

Пока дети выполняют очередное задание, учитель рисует на доске схемы. Но уже смекалистый Илья тянет руку – невтерпеж дать ответ.  Учитель тут же подходит к ученику и проверяет работу. Хвалит. За Ильей потянулись и другие. ( Да-аа, на этом уроке скучать, а тем более спать, никому не приходится). Учитель проводит с ребятами игру на закрепление пройденного материала (задействован весь класс). Урок близится к окончанию. На доске появляется домашнее задание. Шесть «передовиков» класса получают заслуженные трудовые награды — 9 баллов. Попутно объясняет ошибку, допущенную большинством учащихся в уравнении на предыдущем практическом занятии. Учитель выслушивает мнения учащихся о проведенном вместе с ней  времени. Начинает с себя: «Эти 45 минут моей драгоценной жизни прошли как 5 минут, так как работала я и вместе со мной вы». По ответам учащихся можно было понять, что от очередной встречи с Еленой Владимировной они получили заряд энергии на весь день.   Урок проходит настолько живо, что даже у меня, постороннего человека, этот предмет вызвал интерес (здесь задействованы были примеры из сказок, которые помогали разобраться в новой теме).

8.45. Звонок на перемену. Учитель впервые за все время присела за стол. Ребята бегут с дневниками  за «автографом», общаются с ней, чувствуя ее доброжелательность. Далее заполняет журнал. Я восхищаюсь ее трудолюбием. На что Елена Владимировна мудро отвечает: «Ученики ведь – это не сосуды, которые нужно наполнить знаниями, а факелы, которые нужно уметь зажечь!» (улыбается).

8.55. 10 минут перемены пролетели незаметно, без отдыха. Так как сегодня лаборант отсутствовала, то учитель вынуждена была сама приготовить стол к лабораторному опыту. Забежав в лаборантскую, Елена Владимировна взяла реактивы, пробирки и прочий материал. И снова с корабля – на бал! Урок в 10 «В». Елена Владимировна раздает результаты самостоятельной работы. Анализирует их. Проверяет домашнее задание. На помощь классу приходит Марина, которая рассказывает о способах получения металлов. Учитель с  «металлическими» вопросами обращается ко всему классу. Пока диалога не состоялось. Но ни слова критики в адрес учащихся не поступает с ее стороны. Елена Владимировна «разжевывает» непонятные вопросы и просит еще раз самостоятельно повторить материал. Объяснение новой темы проходит в вопросах – ответах по изученным ранее темам. В классе стоит шелест книжных страниц. Ребята активизировались. Теперь внимание учащихся приковано к ярким таблицам с химическими элементами, где они знакомятся с металлами различных групп, и, конечно же, к мило улыбающейся учительнице, которая смотрелась словно дирижер в хоре.

Елена Владимировна предлагает провести опыт и приглашает к доске двоих «испытателей». Юные химики получали сульфат бария, который применяется в медицине для рентгенограммы. И в 10 классе Елена Владимировна не находит себе ни секунды покоя, ни минуты покоя – постоянно в движении. Бесконечные вопросы и задания не перестают увлекать десятки учащихся.  На часах – 9.40. «Слава Богу – всё успели!» — обращается учитель к классу. Благодарит за работу на уроке, выставляет оценки. Долгожданный перерыв наступил — только снова не для учителя. Она вновь погрузилась в бумажные дела.

9.50. Ведет урок в своем самом продвинутом 11 «Б». В этом классе – 20 учеников. Работа закипела. Задала задачу из учебника, учащиеся решают. Обращается к классу: «Кто решил задачу?» Половина поднимает руку. Они сражаются за каждый отдельный балл. И важно получить оценку повыше, так как не за горами – окончание учебного года (об этом ребятам напоминает  учитель). Она искренне хочет  научить их чему-нибудь. Начинает объяснять тему урока, просит не отвлекаться и пытается задействовать их логику – сработало. Бьется над объяснением минут 10, заходя к проблеме со всех сторон. В абсолютной тишине ребята поглощают знания. Учитель не просто источник творческих идей, но источник вдохновения для молодых людей.

10.35. Звонок с урока. Учитель напоминает девочкам, что сегодня в 15.00 они должны придти на занятие школы «Абитуриент». (Видно, как заботится о выпускницах Елена Владимировна). Ученики уходят и благодарят ее за урок (вот как даже бывает!).

По расписанию у Е. В. Клюшниковой – «форточка», а это значит почти час свободного времени до следующего урока. Но добросовестная Е. В. не позволяет себе расслабиться. Тут же направляется в школьную библиотеку, чтобы распечатать необходимую информацию. Идет в учительскую, где 5-7 минут общается со своими коллегами. И снова возвращается в лаборантскую. Здесь ее ждут стопки ученических тетрадей. Вглядывается внимательно в формулы и расчеты задач. «Эта работа заслуживает девятку, — говорит она вслух. – Ученица очень старательная». (Ни грамма не скупится Елена Владимировна на комплименты и во время проверки тетрадей). Ее, увлеченную делом, не останавливает даже звонок на перемену. Итак, за 45 минут через ее руки прошло более десяти работ.

11.40 – 12.25, 12-35 – 13.15. Уроки в 11 классах проходят все в том же ритме, что и предыдущие. Сразу же после звонка спешит на инструктивно-методическое совещание (оно длится около 20 минут), где администрация школы вместе с педколлективом обсуждает план работы на предстоящую неделю. Елена Владимировна делает необходимые пометки в блокноте, что-то подчеркивает (вероятно у нее мысленно уже созрел план каких-то действий, о которых пока знает только она ).

13.35. Урок в 7 «В» классе (вторая смена). Ни настроение, ни творческий подход к урокам не меняется. Она все та же: улыбчивая, приветливая и требовательная. Любовь к предмету у семиклашек еще только зарождается. Поэтому ошибки и недочеты она пытается с пониманием прощать, делает «аванс».

С 14.20 до 15.00 – обед. Но Е. В. Клюшникова даже не торопится покидать кабинет, так как ждет встречи со своим 7 «Б», где она является классным руководителем. И вдруг на коридоре раздалось многоголосое эхо. «Это точно мои непоседы бегут», — заулыбалась Елена Владимировна.  Затянувшееся «здравствуйте!» последовало одно за другим (а их то у нее 27 – самый большой класс в школе!). Обступив со всех сторон, делились с ней впечатлениями от проведенных выходных. «Все живы, здоровы, вот и хорошо! Ребята, более подробно поговорим с вами в среду на классном часу».

Мы с ней вышли из кабинета, и Елена Владимировна тут же стала мне рассказывать о них, хороших, активных, вездесущих и талантливых. Ей было приятно и гордо за детей.

Второпях учительница собирается домой на обед, так как в 15.00 у нее встреча в школе «Абитуриент» с фанатами химии и способными детьми. Здесь  многие получают хорошую базу знаний, которая необходима для поступления в вузы выпускникам.

15.00 — начало занятия. На столе лежит стопка дополнительной литературы, химические реактивы. Пока ребята постепенно подходят, мы с ней беседуем.

—  В чем вы видите успех своего труда?

— В начале образования важно увлечь и вызвать у ученика желание познавать мир через изучение химии. Важно сделать так, чтобы последующие занятия не превратились для него в каторжный труд по изучению университетских курсов, а сделали бы сам процесс получения новых знаний необходимым условием, позволяющим решать сложные задачи, анализировать, формулировать выводы. Поэтому, руководя процессом познания, ни в коем случае нельзя выступать в роли мэтра, человека, который все знает и ничему не удивляется. Если вопрос ученика ставит меня в тупик, я не боюсь ответить: «Не знаю, но давай обсудим это с тобой. А если наших знаний нам с тобой не хватит, будем искать ответ в литературе или спросим у того, кто знает».

— Вроде все собрались – можно начинать, — окинув взглядом класс, начала работу.  Абитуриенты «оттачивают» знания, проводят отработку навыков химического эксперимента: различными лабораторными способами получали кислород. Очень много вопросов задают химики Елене Владимировне, всем интересуются, боясь упустить главное. Умники и умницы – ничего не скажешь!

17.00. У Елены Владимировны обучение на дому с учеником, который по причине здоровья не может посещать школу. И вот она, распрощавшись со школой,  спешит к нему, чтобы провести урок, дать ребенку знания.

После 18.00 она возвращается домой. Здесь ее ждут родные – муж и сын и ряд новых накопившихся за день проблем.

— Елена Владимировна, нелегким оказался понедельник, что ни говорите?

— Откровенно говоря, я уже привыкла и научилась со временем справляться с трудностями. Ступая на порог квартиры, каждый раз во мне открывается второе дыхание, и я начинаю новую жизнь.

Подготовила Ирина НЕКРЫЛОВА

 

Нет постов для отображения