Агрессивный ребенок: Понять и помочь

0
673

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если родители ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Одной из причин проявления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворённость ребёнка его статусом в группе сверстников.

Ещё одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребёнок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих.

А какие же существуют способы взаимодействия с детьми с агрессивным поведением? Здесь родителям можно посоветовать способы по эффективному  взаимодействию с ребенком:

  • Постарайтесь помнить о том, что ребенок ничего вам не должен и ничем вам не обязан.
  • В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять, чего добивается ребенок и почему он это делает.
  • Общаясь с ребенком, оказывая на него воспитательное воздействие, помните о конечной цели ваших действий.
  • Навязывание своих правил и требований против воли детей — это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
  • Запреты и строгие требования должны касаться лишь жизни и здоровья детей, а также правил общения.
  • Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
  • Невозможно проявлять доброжелательность избирательно — будьте доброжелательными в отношении к другим членам вашей семьи.
  • Говорите открыто, дружелюбно, искренне.
  • Будьте «конгруэнтны»: ваши слова, интонации, жесты, мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми.
  • Создайте для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения.
  • Воспитание на принципах сотрудничества — главное условие предотвращения появления агрессивного поведения.

Советы  для родителей по преодолению собственных агрессивных проявлений в общении с ребенком:

  • Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами уверенно и комфортно. Для этого проводите как можно больше времени с ребенком, слушайте его. Делитесь своим опытом, рассказывая о своем детстве.
  • Следите за собой, особенно в те минуты, когда находитесь под действием стресса. При этом старайтесь не прикасаться к ребенку в моменты раздражения, отмените все совместные с ним дела.
  • Если вы расстроены, ребенок должен знать о вашем состоянии. В таких случаях говорите ребенку прямо о своих чувствах и желаниях: «Я расстроена, хочу побыть одна».
  • В минуты гнева сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. Можно позвонить друзьям, послушать музыку.
  • Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. К примеру, не давайте ребенку играть с теми вещами, которыми очень дорожите. Управляйте своими эмоциями.
  • К некоторым важным событиям ребенка необходимо готовить заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы, подготовив ребенка к предстоящим событиям. Для этого изучите силы и возможности ребенка. Если вам предстоит сделать первый визит (в дошкольное учреждение, к врачу), продумайте все заранее.

В момент агрессивного поведения можно:

  • попросить ребенка улыбнуться, подышать глубже, расправить плечи, отжаться от пола и др.
  • скомкать и разорвать в клочья бумагу, потопать ногами;
  • переключить внимание на какое-либо действие, задание;
  • попросить сказать себе добрые слова.
  • громко спеть любимую песню.
  • устроить соревнование: кто выше подпрыгнет.
  • устроить «драку» на расстоянии.
  • быстро стучать карандашом по листу бумаги.
  • посчитать до 10.
  • походить взад-вперед по помещению.
  • Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
  • Обнять ребенка, прижать к себе, если он капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками. Постепенно ребенок успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

Будьте последовательны в воспитании.

Не вводите много запретов, контролируйте ребенка, но ненавязчиво. Старайтесь не повышать голос, отвечать агрессией на агрессию неэффективно. Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребенка — он должен чувствовать, что вы его любите и принимаете. Задача родителей — научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях. Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением

 

Лариса ДАНИЛОВИЧ, 

психолог ГУО «Костюковичский районный

центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Нет постов для отображения