«Сегодня стали очень популярны услуги торговых интернет-площадок. День ото дня возрастает их влияние на производителей, продавцов и покупателей. В связи с этим в Беларуси проведена работа, направленная на упорядочение их деятельности», — сделала акцент эксперт.
7 марта в закон Беларуси «О государственном регулировании торговли и общественного питания» были приняты изменения, вступившие в силу 11 июля. Отныне законом предусмотрено расширение перечня интернет-технологий, используемых для розничной торговли через интернет, и вовлечение в правовое поле субъектов хозяйствования, которые торгуют в интернете не через собственные интернет-магазины, а на интернет-площадках с использованием приложений для мобильных устройств и мессенджеров.
Тогда же в Беларуси были внесены изменения в правила продажи товаров при дистанционной торговле, в которых закреплены такие новые для отечественного законодательства понятия, как «интернет-площадка», «пункт выдачи заказов», «владелец интернет-площадки», «владелец пункта выдачи товаров», и был установлен ряд требований к ним.
«Обязанность владельцев интернет-площадок и пунктов выдачи заказов — довести до сведения покупателя необходимую информацию о себе: местонахождение, номера телефонов, адрес электронной почты, номера телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту госрегистрации, режим работы, а также информацию о продавцах, которая должна содержать их наименование, местонахождение, режим работы и телефоны, — рассказала Наталия Черепович. — Также владельцы интернет-площадок должны размещать информацию о предоставлении услуг на интернет-площадке и обеспечить техническую возможность направления покупателями обращений и жалоб в электронной форме».
В обязанности владельцев интернет-площадок отныне, кроме того, входит размещение на интернет-площадке или в пункте выдачи заказов информации о приостановлении, прекращении работы или изменении правил предоставления услуг не позднее, чем за 15 дней до наступления событий. Владельцы интернет-площадок и пунктов выдачи заказов также обязаны оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством «О защите прав потребителей».
На законодательном уровне установлены и особенности доведения до сведения покупателей информации о товарах, продажа которых людям, не достигшим определенного возраста, запрещена, а также передачи таких товаров покупателю. Как пояснила представитель МАРТ, этот механизм предполагает, что информация о товарах будет предоставляться после подтверждения покупателем на интернет-ресурсе или интернет-площадке своего возраста, а выдача — после предъявления покупателям, заключившим договор, документа, содержащего дату рождения, фото или цифровой портрет, которые позволят установить возраст и личность этого покупателя.
Дополнительно установлены особенности заключения договора о розничной купле-продаже в интернете.