Депутаты на заседании шестой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении закона Республики Беларусь «О дорожном движении».
Проект закона, внесенный Советом Министров, принят Палатой представителей в первом чтении 7 апреля 2021 года. Он нацелен на дальнейшее совершенствование обеспечения безопасности дорожного движения и предусматривает ряд нововведений, направленных на учет правоприменительной практики, а также реализацию положений иных актов законодательства, в том числе по вопросам развития предпринимательства.
При доработке ко второму чтению Постоянной комиссией по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи в его текст внесено большое количество правок, связанных с реализацией норм отдельных законодательных актов, устранением обнаруженных пробелов в правовом регулировании, а также усовершенствованием норм закона по замечаниям и предложениям заинтересованных государственных органов и организаций.
В частности, исключен правовой пробел в перечне документов, по истечении 90 дней с даты получения которых иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие иностранное водительское удостоверение, считаются не имеющими права управления транспортными средствами. Норма дополнена указанием на удостоверение беженца.
Четко отражено право Министерства внутренних дел принимать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области дорожного движения, в том числе технические нормативные правовые акты, а также участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы дорожного движения. Депутаты полагают, что это позволит устранить имеющиеся в законодательстве пробелы по обеспечению безопасности и эффективности организации дорожного движения, в том числе посредством разработки соответствующего технического кодекса установившейся практики. Предусмотрено установление правительством порядка осуществления сбора, обработки, хранения и анализа данных об основных параметрах дорожного движения (мониторинга дорожного движения).
В число субъектов, осуществляющих мониторинг дорожного движения и обеспечивающих эффективность организации дорожного движения (наряду с Министерством транспорта и коммуникаций и местными исполнительными и распорядительными органами), включена Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел, что обеспечит более комплексную реализацию указанных функций.
В состав основных параметров дорожного движения введены параметры, характеризующие безопасность организации дорожного движения. Это обусловлено необходимостью определения четких критериев по оценке уровня безопасности на наших дорогах. Дано определение интеллектуальной транспортной системы, так как этих систем на наших дорогах становится все больше, а полномочия по установлению порядка их функционирования на автомобильных дорогах общего пользования и улицах населенных пунктов возложены на правительство.
Скорректирован подход к принятию решения об изменении организации дорожного движения в отношении улиц и проездов населенных пунктов, полос земли, используемых для дорожного движения, в случае ремонтных и иных работ. Теперь это право закрепляется за владельцами этих объектов при условии согласования с Государственной автомобильной инспекцией. Это позволит обеспечить оперативность устранения дефектов и приведения улично-дорожной сети в надлежащее состояние.