Идти не с предметом к детям, а с детьми к предмету

0
651

Идти не с предметом к детям, а с детьми к предметуИменно такого девиза придерживается уже на протяжении 27-летнего стажа работы Т. Н. Кухарева, учительница английского языка высшей квалификационной категории СОШ №1. Она умеет сделать свои уроки уроками плодотворного сотрудничества учеников с учителем, владея теми навыками и умениями педагогического общения, которые являются необходимыми компонентами профессиональной деятельности учителя иностранного языка. За годы своей плодотворной работы Тамара Николаевна определила дальнейшую судьбу и профессию многих учеников.

— В современном мире знание иностранного языка, в частности, английского, является неотъемлемой частью высокообразованного человека, так как это доступ к необходимой информации, это культурные связи, дипломатия, общение. На рынке труда востребованы специалисты творческие, инициативные, предприимчивые, со знанием иностранного языка, готовые трудиться в таких сферах человеческой деятельности как туризм, рекламный и гостиничный бизнес, торговля, дипломатия и многие другие отрасли производства, ведь деятельность страны выходит далеко за ее пределы, — говорит Тамара Николаевна.

Коллектив СОШ  №1 всегда шагал и шагает в ногу со временем, поэтому важное значение изучению иностранного языка придавалось еще в далекие 90-е годы. Сейчас на повышенном уровне занимаются 40 учащихся. Ребята стремятся получить как можно больше знаний, так как прекрасно понимают необходимость иностранного языка в дальнейшей жизни.

Благодаря повышенному уровню 16 выпускников школы выбрали профессии, связанные с языком. Это переводчики, учителя, экономисты, юристы международного уровня. Выпускники закончили или продолжают учиться в таких престижных вузах республики как БГУ, Минский лингвистический университет и др. Некоторые живут за границей. Двое учеников Т. Н. Кухаревой – Н. Зухта и А. Шкробов преподают английский язык в СОШ №4 и гимназии. Выпускница школы Марина Белянинова закончила БГУ и поступила в магистратуру в Вене (Австрия). Мария Старовойтова и Вячеслав Хала в этом году оканчивают Минский лингвистический университет.

По итогам олимпиады ребята принесли школе 4 места: 2 первых — Екатерина Чернякова и Виталий Ефременко, два вторых места —  Екатерина Белявцева и Ольга Килунова. Но это прогнозируемый результат. А вот есть и приятная неожиданность. В конкурсе «Лингвистенок» двое учащихся стали первыми в республике – это В. Ефременко и А. Бучманова.

Безусловно, чтобы добиваться высоких результатов, нужно приложить немало усилий. В первую очередь, на уроках Тамары Николаевны царит атмосфера доброжелательности. Различные формы и методы общения, создание ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяют учителю   увлечь учащихся и сформировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка.

В процессе работы Т. Н. Кухарева использует методы активного обучения, нестандартные формы уроков: уроки-экскурсии, уроки-путешествия, «круглые столы», интегрированные уроки. Это стимулирует активность обучаемых, их самостоятельность, творчество, предлагаю работу над проектом в конце каждой темы.

Жизнь вносит свои коррективы. Поэтому новые задачи, стоящие перед учителем иностранного языка на современном этапе, заставили пересмотреть некоторые вопросы организации урока, его содержание, формы, методы и приемы обучения, по-новому строить учебно-воспитательный процесс. Приходится идти в ногу со временем, используя в своей работе элементы различных методик, новых технологий: общение на основе увлеченности, совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения.

— Знание личности каждого ученика и учет его индивидуальных особенностей в учебном процессе являются, на мой взгляд, обязательным условием эффективного обучения. Оценивая деятельность своих учеников, я стараюсь отмечать даже самые незначительные успехи – правильно произнесенная фраза, клише, оригинальные мысли, эмоциональность речи. Я считаю, что поощрение и похвала, наряду с замечаниями, помогают учащимся успешнее преодолевать трудности в овладении иностранным языком, являясь хорошим стимулом для развития интереса к предмету, — считает Тамара Николаевна..

О том, что для выпускников Т. Н. Кухаревой иностранный язык стал не просто любимым предметом, но и смыслом их жизни, я убедилась, пообщавшись с её бывшими учениками. Так, например, Мария Старовойтова всегда с волнением вспоминает свои школьные годы и уроки английского, на которых Тамара Николаевна  была для неё не просто строгим и справедливым учителем, но и мудрым советчиком. Несмотря на то, что преподает иностранный язык, в каждом своем ученике она  воспитывает патриота своей страны и человека, ибо  всегда говорит, что ученики должны любить родной язык, гордиться им. А чтобы добиться поистине высоких результатов, нужен не только талант, но также трудолюбие и усердие. Знания английского языка, с которыми Мария пришла в университет, помогли ей: она стала одной из лучших студенток. Есть в этом, безусловно, заслуга Тамары Николаевны.

Ирина НЕКРЫЛОВА
Фото Людмилы СМОЛЯКОВОЙ

 

Нет постов для отображения