Исполнилось 100 лет со дня рождения народного писателя Беларуси Василя Быкова

0
219

Сегодня 100 лет со дня рождения народного писателя Беларуси, участника Великой Отечественной войны Василя Быкова.

Имя Василя Быкова широко известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Белорусский писатель получил мировое признание благодаря умению показать судьбу человека в годы военного лихолетья. О Великой Отечественной войне 1941-1945 годов писали многие, но только ее непосредственные участники (бывшие фронтовики Константин Симонов, Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Виктор Астафьев) являются авторами самых реалистичных произведений. Василю Быкову в этом списке отведено одно из первых мест, так как его проза — лучшее достояние мировой художественной литературы о войне. Быков писал о ней народную правду, то, что видел и пережил сам, что услышал от людей. Народным писателем он был не только по званию — таковым был признан читателями.

Вехи жизни

Родился будущий писатель 19 июня 1924 года на Витебщине, в деревне Бычки Ушачского района, в крестьянской семье. Со школьных лет увлекался литературой, однако более сильным было стремление к рисованию. После окончания девятого класса он поступил в Витебское художественное училище на отделение скульптуры, но долго учиться там не довелось. В 1940 году отменили стипендии, и это обстоятельство вынудило будущего писателя вернуться к родителям в деревню, но он до конца дней не оставлял увлечения графикой. Поступил в Витебскую школу фабрично-заводского обучения, где получил строительную профессию. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за десятый класс Кублицкой средней школы.

В самом начале Великой Отечественной войны будущий писатель был мобилизован на оборонительные работы. В качестве бойца инженерного батальона строил разные военные объекты от Гомеля до Воронежа.

Летом 1942 года Василя Быкова — восемнадцатилетнего юношу призвали в армию. В ноябре 1943 года он окончил Саратовское пехотное училище и в звании младшего лейтенанта попал на фронт. Военными дорогами прошел через Украину, Румынию, Венгрию и Австрию. Был дважды ранен, лежал в госпиталях, даже считался похороненным в братской могиле в Украине. Летом 1944 года его родители получили похоронку, но Быков оказался жив. Чингиз Айтматов как-то сказал о Василе Быкове: «Судьба сберегла нам Быкова, чтобы он жил и писал от имени целого поколения».

После войны еще долгие десять лет (с небольшим перерывом) служил на Дальнем Востоке, в Украине и Беларуси. Первые рассказы Василя Быкова «Допекло» и «В первом бою» были напечатаны в журнале «Вожык» в 1947 году и газете «Гродненская правда» в 1949 году. Началом литературной деятельности он считал 1951 год, когда на Курильских островах, где проходил службу, написал произведения «Смерть человека» и «Обозник».

Только в 1955 году в звании майора Василь Быков демобилизовался и окончательно поселился в Гродно. Работал в редакции газеты «Гродненская правда», занимался журналистикой. В областной и республиканской печати начали появляться его литературные зарисовки, фельетоны, очерки, которые частично включены в сборник «Ход конем» (вышел в 1960 году в «Библиотечке «Вожыка»).

Творческий путь и общественная деятельность

Настоящая творческая биография писателя началась с повести «Журавлиный крик». Она, по словам автора, стала первой попыткой правдиво отразить события Великой Отечественной войны. Затем одно за другим появились произведения «Измена», «Третья ракета», «Альпийская баллада». Новаторским в этих повестях было то, что писатель обратился к показу будней, переживаний и поведения обычного человека на войне. Василя Быкова волновали не батальные сцены, а то, что происходит с человеком в нечеловеческих условиях. Произведения отличаются особенным трагизмом, основанным на резком столкновении характеров, глубоком психологизме. Оставив человека один на один с жестокими обстоятельствами, писатель делал основой жизненной концепции гуманизм и антимилитаризм.

В 1959 году Василь Быков стал членом Союза писателей СССР, в 1972 году избран секретарем Гродненского областного отделения Союза писателей БССР. В 1978 году переехал в Минск, где продолжил писать, давал интервью, встречался с читателями.

Военной теме, к которой Василь Быков обращался в ранних произведениях, он оставался верен на протяжении почти всего своего творчества. Ей посвящены повести «Западня», «Мертвым не больно», «Проклятая высота» и другие. В 1969 году повестью «Круглянский мост» началась новая страница литературной деятельности Василя Быкова. В этом произведении писатель в первый раз обратился к теме партизанской борьбы в Беларуси. Позднее она была отражена в повестях «Пойти и не вернуться», «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», за две последние в 1974 году Василь Быков был удостоен Государственной премии СССР, за повести «Волчья стая» и «Его батальон» — Государственной премии Беларуси.

В партизанском цикле с особенной силой проявилась проблема трагического, извечная тема выбора в сложных условиях оккупированной территории и партизанской борьбы народа против фашистов. Военная тема находится и в основе повести «Знак беды», за которую автор в 1986 году получил Ленинскую премию. Она не только о войне, но и довоенной жизни белорусского крестьянства. Эта тема была продолжена в произведении «Облава», где впервые в белорусской литературе появился образ спецпереселенца. Испытать возможности своих героев, выявить их степень духовности и меру человечности писатель стремился в повестях «В тумане», «Стужа», «Полюби меня, солдатик», «Волчья яма», «Болото» и других.

Каждое произведение Василя Быкова становилось событием, расширяло круг читателей, привлекало внимание кинематографистов, композиторов, театральных режиссеров. По книгам писателя создан балет «Альпийская баллада», опера «Тропою жизни», написаны симфонии, поставлены спектакли, сняты фильмы. Наиболее известными являются киноленты «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Дожить до рассвета», «Знак беды» и другие. О жизни и творчестве писателя поставлены фильмы «Восхождение» и «Возвращение».

Кроме литературы Василь Быков много времени отдавал общественной деятельности. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Беларуси, был народным депутатом СССР. Являлся членом правления Союза писателей СССР, Союза писателей Беларуси, членом республиканского Совета Фонда мира. Его литературная и общественная деятельность была отмечена званием Героя Социалистического Труда, орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Дружбы народов, медалью Франциска Скорины и другими многочисленными наградами.

Умер Василь Быков в 2003 году в Минске. Похоронен на Московском кладбище.

Память о Быкове

На родине писателя действует усадьба-музей Василя Быкова, основанная по решению Ушачского районного Совета депутатов от 19 февраля 2004 года и распоряжению Витебского облисполкома от 1 марта 2004 года. Музей размещен в восстановленной усадьбе семьи Быковых. На территории усадьбы находится дом, в котором прошло детство Василя Быкова, хлев и гумно. Вокруг дома — деревья, посаженные отцом писателя. В доме этнографично-бытовая экспозиция, где представлены предметы домашнего обихода (или их аналоги), которыми пользовалась семья Быковых. Хранятся также книги с автографами поэтов и писателей Беларуси, России, Украины и других стран. Среди экспонатов — копии рисунков Василя Быкова, лента почетного жителя Ушачского района, личные вещи писателя.

В 2014 году в агрогородке Ждановичи открылся филиал Государственного музея истории белорусской литературы «Музей-дача Василя Быкова».

К 100-летию писателя Национальная библиотека подготовила выставку «Солдатская судьба». Экспозиция знакомит с жизненным и творческим путем писателя, его лучшими произведениями, в которых запечатлены все этапы мужественной и самоотверженной борьбы белорусского народа с фашистами. Выставка будет работать по 8 сентября.

В 2026 году планируется релиз экранизации одноименной повести Василя Быкова «Альпийская баллада». Съемочный период запланирован на февраль-июнь 2025 года. Режиссером ленты выступает Владимир Котт. Главные роли в проекте исполнят российский актер Никита Ефремов и итальянская актриса Дениз Сардиско, известная по фильму Пьетро Марчелло «Мартин Иден».

Нет постов для отображения