Добыча мела и мергеля для производства цемента невозможна без уникальных машин, которые называются шагающими экскаваторами.
Управляют железными гигантами люди с таким же железным характером и невероятной силой воли. Один из них – Василий Киреенко, работающий на Белорусском цементном заводе с 2018 года.
Многотонный «тянуша»
Главными героями горного цеха, конечно, считаются люди. Но, как говорит Василий Киреенко, есть и еще одни далеко не второстепенные герои карьера – шагающие экскаваторы, без которых не было бы добычи основных компонентов цемента – мела и мергеля. В карьере «Высокое» работает четыре ЭШ. Шагающие экскаваторы еще называют драглайнами, что в переводе означает «тянуша». Драглайны – самые сложные экскаваторы: одним управлением ковшом дело не ограничивается, ведь машинист руководит и перемещением экскаватора по мере вскрыши. Рычаги, педали плюс отдельный пульт для «шагания».
Спустился с небес на землю
– Машинистом шагающего экскаватора я стал после того, как много лет проработал на башенном кране, – рассказывает Василий Петрович. – Я строил высотные дома, здания, сидел на высоте 110 метров. Ездил всю жизнь по разным городам, но решил, что к 50 годам пора уже остановиться. Освоил управление шагающим экскаватором и устроился в горный цех БЦЗ.
Обучение такой сложной профессии заняло немало времени: сначала теория, потом практика, экзамен, разряд. Затем работа помощником, чтобы узнать материальную часть не только на бумаге, а непосредственно, пощупав ее руками и сделав это неоднократно.
Новичка Киреенко направили на карьер «Высокое» и закрепили за опытным машинистом Дмитрием Самусенко, имеющим самый высокий седьмой профессиональный разряд. Для работы на шагающем экскаваторе обязательно нужен тандем. Уж слишком непростая это техника, где нет тоненьких проводов, как у обычных машин, а есть тросы толщиной с руку, где справиться в одиночку в случае поломки или другой форс-мажорной ситуации невозможно. Это четвертая группа допуска, поэтому здесь, в электромашине с напряжением свыше тысячи вольт, работает только экипаж. С надежным Дмитрием Самусенко и по сей день трудятся вместе.
Медленно, но уверенно
За час шагающий экскаватор может переместиться примерно на 150 метров. Так как техника очень тяжелая, все продумано для того, чтобы снизить давление на грунт.
– Рядом с 7-кубовым ковшом драглайна легковушка выглядит игрушечной, – улыбается Василий Киреенко.
Работают драглайны, как я уже отметила, на электричестве: десяток мощных электродвигателей приводят в действие шагающий экскаватор и поворотные механизмы, тяговые лебедки. Потребление электроэнергии очень высокое, поэтому на карьере есть своя подстанция. Не знаю точно, сколько электричества уходит на процесс добычи мела и мергеля, но уверена, что немало. Несмотря на подобные энергозатраты, производство цемента остается рентабельным делом, обеспечивающим работой более тысячи людей нашего города и приносящим прибыль предприятию.
ДрагЛАЙНЕР
Внутри шагающий экскаватор напоминает машинное отделение какого-нибудь океанского лайнера. Всюду расположены двигатели, лебедки, гидроприводы, шкафы с электрическим оборудованием. По словам Василия Петровича, чтобы управлять такой махиной, нужно быть не просто хорошо подкованным, но и морально устойчивым.
– В кабине мы находимся по 12 часов. Все время в работе, практически непрерывно. Но кто сказал, что будет легко?
Эта работа только для настоящих мужчин – сильных и выносливых.
– Что в вашей работе больше всего нравится? – спрашиваю у своего героя.
– Я привык к этому железу. Тут есть то, что не отпускает.
– И что не отпускает?
– Интересно работать. Такие объемы ворочаешь, таким гигантом управляешь!
Этот гигант работает годами, в две смены, без простоя, при любой погоде. И совсем неудивительно, что махиной управляют сильные духом люди.
Василий Киреенко – один из лучших работников горного цеха и всего Белорусского цементного завода.