Как выполняется поручение Президента о ремонте дорог

0
205

Непростые погодные условия этой зимой добавили работы не только коммунальщикам. Латать дороги специалистам приходится круглые сутки без выходных: от качества и скорости их работы зависит безопасность движения и имидж нашей страны у своих и приезжих водителей.

Александр Лукашенко:

— Дороги и все, что связано с дорогами, особенно в Минске и крупных городах, да везде этим надо заниматься. Но не просто — иди яму заделай. Нет. Должен быть план, должна быть задача на сутки, по ночам надо работать, когда нет движения в основном, где-то днем, если движение не интенсивное. Надо это приводить в порядок.

24 января 2023 года, на совещании об общественно-политической обстановке и состоянии преступности в стране.

Вырезать карты

На термометре минус, и по щекам бьет колючий снег, а на городских улицах пар идет столбом? Нечего удивляться. Дорожные ямы требуют оперативного ремонта. Отложить этот вопрос до весны никак нельзя.

Мы наблюдаем за одной из столичных бригад Государственного производственного объединения «Горремавтодор Мингорисполкома» на оживленном перекрестке улиц Жудро и Матусевича. На перекрытой полосе на месте «провальных точек» рабочие разметили и вырезали прямоугольные и квадратные сегменты (их называют картами). Какие-то из них заполнили горячей литой асфальтобетонной смесью, а некоторые не успели, так как помешала внезапно налетевшая метель. Итог: вместо черной горячей смеси ямы начали быстро наполняться холодной водой.

— Работы на сегодня окончены? — интересуемся мы.

Как выполняется поручение Президента о ремонте дорог
— Нет, конечно. На счету каждая минута. Как только метель стихает, рабочие сушат карты воздуходувом, — посвящает в нюансы начальник участка по текущему ремонту ГПО «Горремавтодор» Дмитрий Климович. — Погода меняется каждый час, а наши бригады трудятся на улицах города круглосуточно. 

Каждый день специалисты патрулируют дороги на предмет разрушений, изучают информацию от горожан, поступившую на портал 115.бел, чтобы иметь полную картину о дефектах. Только за первые четыре недели года в столице был выполнен ямочный ремонт на площади 23 500 квадратных метров.

— В эту зиму мы имеем в разы больше ям, чем в прошлую. В чем причина? Частые переходы температуры через 0 градусов. Был бы стабильный минус, таких последствий мы бы не наблюдали, — поясняет Дмитрий Климович. — Сначала возникают трещины, в них затекает вода, которая в процессе замораживания-оттаивания делает их со временем все больше и больше. Это сезонное явление.

Латать дороги приходится, несмотря на сложные погодные условия и без полного перекрытия движения.

— Первоочередное внимание ямам, у которых глубина более 5 сантиметров, а площадь превышает 30х30 см. Именно они могут стать причиной аварий, — говорит Дмитрий Климович. — Мелкие дефекты мы можем пока обойти стороной. Поскольку ремонтируем дороги зимой не для красоты, а для безопасного движения. Задача — устранить критическую проблему. Наиболее опасные участки — те, что с высокой степенью износа покрытия из-за возраста и большой интенсивности движения.
 
Как выполняется поручение Президента о ремонте дорог

К слову, вместе с ремонтом дорожного полотна предприятия «Горремавтодора» параллельно решают проблемы, возникающие и на пешеходной части. Просадки и провалы покрытий тротуаров, огромные лужи, испорченные непогодой дождеприемные колодцы — все это тоже приходится исправлять в кратчайшие сроки.

Что касается качества дорожного «колдовства» в холодную пору, важно понимать: то, что залили зимой, подлежит замене в весенне-летний период. Конечно, если лежит хорошо, такой участок будут повторно ремонтировать при необходимости. Но все же главная защита против сезонных дефектов на полотне — качественная перекладка асфальта.

— Беда залитых ям в том, что при высоких температурах летом и серьезной колесной нагрузке смесь просто выплывает наружу, — отмечает Дмитрий Климович. — Тем не менее альтернативы ямочному ремонту зимой в наших широтах нет.
 
Как выполняется поручение Президента о ремонте дорог

Неизбежные процессы

— По результатам проведенного анализа метеоинформации, за период с 01.12.2022 по 30.01.2023 на территории страны из 61 календарного дня переход температуры воздуха через 0 отмечался 43 дня, или в 70% дней, — рассказывает заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Григорий Глазко. — Поэтому в целях оперативного выявления и устранения ямочности в республиканских предприятиях автодорог организовано ежедневное выполнение работ по ремонту покрытия обслуживаемых автомобильных дорог. Задействованы все имеющиеся ресурсы и техника. Ежедневно на устранении ямочности на республиканских автомобильных дорогах работает около 120 бригад. 

Как выполняется поручение Президента о ремонте дорог
Важно понимать: то, что мы имеем сегодня на дорогах, — неизбежные последствия физико-химических процессов.

— В 2022-м на республиканских автодорогах было ликвидировано 840 919 м2 ямочности (это в 1,24 раза больше, чем за 2021 год). С начала 2023-го уже устранено 38 тысяч м2, — продолжает Григорий Глазко.

Он отмечает, что выполнение ямочного ремонта в зимних условиях в разы дороже, чем в летний период:

— Сегодня основные материалы для холодного времени года — смеси органоминеральные складируемые (СОМС) и горячие литые асфальтобетонные. СОМС применяются при температуре до минус 20 °С, для уплотнения достаточно ручной виброплиты. Горячие литые асфальтобетонные смеси поставляются в специальных емкостях (котлах), где поддерживается высокая температура (около 180—190 °С), и могут производиться на асфальтобетонных заводах или из ранее приготовленных брикетов. 

— Изменилась ли нагрузка на дорожное полотно за последние десятилетия? 

— Безусловно. Она существенно возросла, что обусловлено ростом количества транспортных средств в стране. Наибольшее воздействие оказывает проезд грузовых автомобилей. В 2011 году в законодательстве, регламентирующем порядок проезда тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (ТКТС) по автодорогам общего пользования, появилась норма, в соответствии с которой для отдельных категорий грузовых транспортных средств при осуществлении внутриреспубликанских автомобильных перевозок предусматривалась возможность получения многоразовых специальных разрешений. Именно проезд тяжеловесных самосвальных и лесовозных автопоездов с общей массой до 60 тонн по этим разрешениям оказывает значительное воздействие на несущую способность дорожных покрытий.

А за последние 10 лет количество оформленных многоразовых специальных разрешений на проезд ТКТС по автомобильным дорогам возросло практически в 2 раза. Это ведет к преждевременному разрушению дорог и, соответственно, к росту финансовых затрат, связанных с доведением их состояния до нормативных требований.

— Какие технологии и технику вы сегодня используете?

— Разработка и внедрение новых технологий в дорожной сфере ведутся постоянно. В частности, мы применяем такие технологии, как устройство цементобетонного покрытия или асфальтобетонного покрытия. При проведении сравнительного анализа, когда цены могут быть одинаковыми, предпочтение отдается цементобетонному составу из-за более длительного срока службы. И не надо вводить сезонных ограничений.

Значительная часть нововведений рождается в лабораториях Белорусского дорожного научно-исследовательского института. Одна из последних разработок, которая уже внедряется, — объемный метод проектирования состава асфальтобетонных смесей по методам коллег из России и США. Проще говоря, состав покрытия подбирают так, чтобы он выдерживал все реальные условия — от транспортной нагрузки до нестабильного климата. Также ведутся работы по созданию смесей, не требующих замены после ремонта в холодное время.

— Что по деньгам? Какие суммы на эти цели тратятся?

— В 2022-м на республиканское дорожное хозяйство направлено 1018,75 миллиона рублей, из них на ремонт республиканских автомобильных дорог и мостовых сооружений — 250,3 миллиона рублей, что составляет 24,5 %.

На ремонт местных автодорог в прошлом году направлено 286,3 миллиона рублей, или 61 % от общего объема средств республиканского и местных бюджетов, направленных на местное дорожное хозяйство.

Пора горячая — смесь холодная

Ямочный ремонт дорог касается не только мегаполисов с интенсивным автомобильным движением, но и регионов. Например, на Гомельщине нуждаются в регулярном обслуживании 10 тысяч километров местных автодорог, свыше четырех тысяч километров улиц сельских населенных пунктов и 415 мостов. На 2023 год предприятием «Гомельоблдорстрой» уже запланирован ремонт автодороги Тереховка — Прокоповка — граница Украины, которая связывает Гомельский и Добрушский районы. Речицкий и Буда-Кошелевский, Светлогорский и Жлобинский тоже в ближайших планах. Да и в 2022-м работа кипела сразу на 176 объектах местной сети области. При этом уже с декабря снег то и дело сходит, обнажая проблемные участки, пострадавшие от резких перепадов влажности и температур. Работы по ямочному ремонту развернулись повсеместно.
Как выполняется поручение Президента о ремонте дорог

В Ветковском районе делают специальный холодный асфальтобетон. Производство, к слову, единственное в регионе. Директор местного ДРСУ № 185 Руслан Шебеко поясняет:

— Складируемая органоминеральная смесь выпускается у нас еще с 2010 года. Обеспечиваем ею не только нашу область. Поставляем в Могилев, продаем в Минске. Если с горячим асфальтобетоном начинаем работать ближе к концу марта, то холодный можно использовать и при температуре до минус 20. В этом неоспоримый плюс для такого сезона, как нынешний.

Руководитель уверяет, что зима особых сюрпризов не принесла, хотя и далека от идеальной:

— На объектах района сейчас трудятся две бригады. Основная задача — устранить критическую ямочность. 

Директор «Гомельского городского дорожного строительно-ремонтного треста» Виталий Чахлов отмечает, что финансирование на 2023 год открыто в необходимом объеме:

— Каких-то особых проблем нет. Пять бригад ежедневно работают на ключевых улицах и проспектах областного центра. Наша главная задача — привести в порядок пути движения общественного транспорта. Здесь речь не только об удобстве, но и о безопасности пассажиров. 

В январе рабочими треста заделано уже более 700 квадратных метров ям, трещин и выбоин. Погода позволяет не выбиваться из привычного графика. Виталий Григорьевич поясняет:

Как выполняется поручение Президента о ремонте дорог
— Сейчас сухо, местами нет снега — можно работать. Принцип тот же, что и весной. Разве что не используем асфальтоукладчики. Ну а уже в марте планируем запускать асфальтобетонное производство и выполнять ремонт горячей смесью в больших масштабах. С основных транспортных артерий в городе все проблемные вопросы практически сняты. Центр приведен в порядок. Заканчиваем ряд улиц и проспектов.

Лакмусовой бумагой качества дорожного полотна является число обращений от населения. Виталий Чахлов заверяет, что и здесь нет особого всплеска:

— Вряд ли их больше, чем в прошлые годы. Примерно на уровне. Да и оценка дорожного полотна показывает, что ямочность на дорогах тоже в привычных объемах. Хотя, разумеется, асфальт стареет, а значит, требует дополнительного внимания и вложений.

Чуть помедленнее

Переменчивая погода в разы увеличивает риск аварийно-опасных ситуаций. Автомобилистам не стоит терять бдительность во время оттепели, ведь именно она обнажает свежие выбоины.

Эксперты не советуют применять резкие приемы управления для объезда опасных участков, потому что так, наоборот, можно потерять контроль над автомобилем и допустить занос. Лучше притормозить перед дорожными препятствиями, стараясь проехать через них с минимальной скоростью. Еще одна причина не набирать высокую скорость — грязь, которая может стать причиной блокировки колес машины. Кроме того, лужи и ручейки снижают коэффициент сцепления колес с дорогой, в результате чего увеличивается риск возникновения заносов и сносов осей автомобиля, одновременно возрастает и тормозной путь.

— Водителям следует выбирать безопасную скорость движения и дистанцию. Лучше отказаться от обгонов и резких маневров, которые могут привести к созданию аварийных ситуаций. Перед поездкой нужно не забывать очистить автомобиль от снега и льда, заполнить бачок омывателя ветрового стекла незамерзающей жидкостью. Всем, кто находится в авто, необходимо пристегиваться, — напоминает представитель ГУ ГАИ МВД Анна Банадык. — Пешеходам важно обозначать себя световозвращающими элементами и быть предельно внимательными при пересечении проезжей части.

Инспекторы ДПС готовы к оказанию помощи участникам дорожного движения. Организован круглосуточный мониторинг дорожной обстановки для организации работ по уборке снега и обработке дорог противогололедными составами.

Нет постов для отображения