Какая ответственность ожидает граждан Республики Беларусь за уклонение от призыва на воинскую службу?

0
50

В Республике Беларусь начался весенний призыв. Сотни молодых парней уже получили повестки в военкоматы, скоро начнут проходить медицинские комиссии и собирать справки, подтверждающие их годность к воинской службе.

Однако не всем приходится по душе сама мысль о том, что нужно полтора года провести в армии. Некоторые предпочитают скрываться, чтобы не стать новобранцами.

Статьей 57 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Воинская обязанность установлена в целях создания и постоянного функционирования системы мероприятий, обеспечивающих защиту Республики Беларусь, прохождение гражданами воинской службы, подготовку их к вооруженной защите Республики Беларусь.

Обеспечение военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности в мирное п военное время возложено на Вооруженные Силы Республики Беларусь, которые комплектуются на основе сочетания воинской обязанности с добровольным поступлением на военную службу по контракту.

Очевидно, что своевременное и полное комплектование Вооруженных Сил Республики Беларусь военнослужащими срочной военной службы, службы в резерве влияет на боеготовность воинских подразделений в мирное время.

Призыв граждан на срочную военную службу, службу в резерве включает следующие мероприятия:

явку на медицинское освидетельствование, медицинское обследование;

проведение медицинского освидетельствования, медицинского обследования;

заседание призывной комиссии;

явку призванных граждан в военный комиссариат (обособленное подразделение), на призывной (сборный) пункт для отправки к месту срочной военной службы, службы в резерве п нахождение в военном комиссариате (обособленном подразделении), на призывном (сборном) пункте до отправки к месту срочной военной службы, службы в резерве;

отправку призванных граждан к месту срочной военной службы, службы в резерве;

явку граждан, в отношении которых принято решение о замене воинской службы на альтернативную службу, в военный комиссариат (обособленное подразделение), на призывной (сборный) пункт для получения направления в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства и нахождение в военный комиссариате (обособленном подразделении), на призывном (сборном) пункте до получения направления в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

Сроки и порядок проведение каждого мероприятия по призыву определяется военным комиссариатом (обособленным подразделением), в начале призывной компании, срок явки и вид мероприятия, на которое вызывается призывник, указывается в повестке (направлении) военного комиссариата (обособленного подразделения).

Повестка вручается призывнику лично под расписку, что помимо военного комиссариата (обособленного подразделения), осуществляют организации по месту работы граждан, местные исполнительные и распорядительные органы, в которых ведется персонально — первичный учет призывников, учреждения образования.

В ходе предварительного следствия и в суде привлекаемые к уголовной ответственности призывники объясняли свою неявку в военкомат по полеченной повестке забывчивостью, трудным финансовым положением, из-за которого уехали на заработки за р\беж.

Данные причины не являются уважительными, так как статьей 10 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» к уважительным причинам относятся:

увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание гражданина, связанные с утратой им трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром, руководителем обособленного подразделения, органа государственной безопасности) или судом.

Кроме того, уважительные причины неявки на мероприятия призыва должны быть подтверждены документами соответствующих органов или организаций.

Законодательством Республики Беларусь за уклонение от призыва на воинскую службу предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность.

Так, в соответствии со статьей 435 Уголовного кодекса Республики Беларусь уголовная ответственность установлена за уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу, а также за уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу, совершенное путем умышленного причинения себе телесного повреждения, либо симуляции болезни, либо подлога документов или иного обмана и к такому лицу может быть применен штраф (от 30 базовых величин), или арест на срок до трех месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет, или лишение свободы на тот же срок (ч.І ст.435 УК Республики Беларусь), а также ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на тот же срок (ч.2 ст.435 УК Республики Беларусь).

Исходя из названных выше норм законодательства, уклонением от мероприятий призыва является неявка гражданина мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящего или обязанного состоять на воинском учете и не состоящего в запасе, без уважительных причин на мероприятия по призыву на воинскую службу по повестке (направлению) военного комиссариата (обособленного подразделения), полученной под расписку, вплоть до окончания призывной кампании.

В соответствии с примечанием к статье 435 Уголовного кодекса призывник, впервые совершивший деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если содеянное явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Кроме того, призывник не будет нести уголовную ответственность за склонение от мероприятия призыва при наличии у него уважительных причин неявки, вызове его не в сроки призыва или не на мероприятие призыва, достижении ко дню явки непризывного возраста, несвоевременной без уважительных причин явке в военкомат, но до окончания призыва.

В последнем случае предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 25.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: «Неявка без уважительных причин на мероприятия по призыву на воинскую службу по повестке или направлению военного комиссариата (обособленного подразделения военного комиссариата) (в том числе неявка гражданина, отказавшегося от получения таких повестки или направления) или в сроки, установленные законодательством, если данная неявка не воспрепятствовала принятию и (или) реализации решения призывной комиссии (военного комиссара) об исполнении гражданином воинской обязанности, — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин».

В 2019 году судом Костюковичского района рассмотрено 1 уголовное дело по ч. 1 ст.435 Уголовного кодекса Республики Беларусь в отношении 1 лица, по которому вынесен приговор и виновный привлечён к ответственности.

За истекший период 2020 года уже возбуждено 2 уголовных дела по ч. 1 ст.435 УК Республики Беларусь.

В заключении хочется отметить, что прежде чем пытаться уклониться от мероприятий по призыву на воинскую службу нужно несколько раз подумать. Не нужно создавать ситуаций, после которых к вам может быть применена ответственность предусмотренная законом.

Игорь Старовойтов, заместитель прокурора Костюковичского района.