Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано.
Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Надо ли этому учить? Надо!
Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста является одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №3 «Колосок» г. Костюковичи». В 2020/2021 учебном году в учреждении дошкольного образования реализуется республиканский инновационный проект «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста». В инновационной деятельности принимают участие педагогические работники, воспитанники групп дошкольного возраста, а также законные представители воспитанников, родители.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы и методы его организации, дающие возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном, ввести в мир экономики, помочь в освоении элементарной финансовой грамотности, сформировать правильное представление о деньгах, осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, взаимопомощь. Важно научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, учить уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Родители, отдавая утром маленького ребенка в группу, обещают вернуться с игрушкой, конфеткой, сами не подозревая, что именно с этих слов начинается знакомство с экономикой. Пройдет год-два, и ребенок сам начнет заказывать, что именно ему нужно приобрести.
Много раз приходится наблюдать «картины» в магазине, когда дети путем крика и истерик требуют купить то, что в этот момент кажется для ребенка необходимым. Трудно выйти из ситуации достойно, вокруг десятки людей. Одним приходится «вытаскивать» плачущее дитя на улицу, другие обещают купить «это» потом, а самые мудрые, пытаются рассказать о стоимости товара, о недостатке денег, о будущей зарплате. Вот и получается, что в раннем возрасте ребенок, так или иначе, сталкивается с экономическими терминами.
От того, что будет заложено в детстве, во многом зависит, каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он к социальному миру взрослых, каким хозяином жизни будет он. А это – главные вопросы, которые волнуют каждого родителя.
Повседневная жизнь дошкольника, семья, общение со сверстниками, образовательная деятельность в учреждении дошкольного образования сформируют тот опыт, который станет основой для дальнейшей работы по экономическому образованию.
Будем растить маленьких экономистов вместе!
Валентина Кравцова, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Санаторный ясли-сад №3 «Колосок» г. Костюковичи»