На прошлой неделе фиксировался всплеск обращений обманутых белорусов в правоохранительные органы. Как сообщили в пресс-службе УСК по г. Минску, только 7 апреля в столице было возбуждено 9 уголовных дел по ч. 2 ст. 212 (хищение путем использования компьютерной техники, сопряженной с несанкционированным доступом к компьютерной информации) Уголовного кодекса Беларуси, а общая сумма похищенных средств составила около 3 тысяч рублей.
Как-то вечером жителю небольшого райцентра Василию позвонили в Viber. На экране высветился логотип Беларусбанка – всем знакомый зеленый квадрат со стилизованной буквой «Б» внутри.
Номер телефона начинался с цифр +374 – кода, принадлежащего Армении. В Беларуси мобильные операторы связывают абонентов через +375. На отличие всего в один знак, к сожалению, не каждый обращает внимание.
Звонивший сообщил, что в банке появилась новая услуга: теперь можно дистанционно переоформить карту и получить ряд бонусов, в том числе застраховать свои средства.
Предложение Василию показалось заманчивым. Лжесотрудник банка тут же выслал ему договор на переоформление банковского счета по страховым реквизитам и между прочим уточнил данные карты, логин и пароль от интернет-банкинга.
Уже позже выяснилось, что документ был поддельным – с ошибкой в названии финансового учреждения и смазанной печатью. Не обратив внимания на эти нюансы, доверчивый мужчина лишился сбережений, которые копил на обучение дочери.
Подобных примеров мошенничества в последние годы становится все больше. Растет число жертв злоумышленников, совершенствуются способы выманивания денег у доверчивых граждан.
К примеру, на прошлой неделе в столице фиксировался всплеск подобных обращений в правоохранительные органы. Как сообщили в пресс-службе УСК по г. Минску, только 7 апреля было возбуждено 9 уголовных дел по ч. 2 ст. 212 (хищение путем использования компьютерной техники, сопряженной с несанкционированным доступом к компьютерной информации) Уголовного кодекса, а общая сумма похищенного составила около 3 тысяч рублей.
Что нужно знать, чтобы сохранить свои деньги в безопасности?
Первый признак – злоумышленники звонят через мессенджер. Даже если вы видите на экране логотип банка, будьте уверены – это развод.
– По телефону сотрудники банка не уточняют никаких персональных данных, вся информация у нас есть, – напоминает беспечным гражданам специалист расчетного центра платежных карт Беларусбанка Антон Царик. – Наши сотрудники не запрашивают реквизитов карт, одноразовых кодов, высылаемых на мобильный телефон клиента. Но вас могут пригласить для подтверждения либо обновления информации в подразделение банка с документом, удостоверяющим личность.
При получении каких-либо договоров свяжитесь с контакт-центром 147.
Кроме звонков по телефону и в мессенджерах, для выманивания денег мошенники используют различные торговые интернет-площадки. Связываясь с продавцом под видом покупателя, злоумышленник предлагает отправить товар почтой, а деньги перевести на карту.
И снова развод! Переходя по поддельным ссылкам сервисов банковских переводов, люди вводят свои личные данные, реквизиты карточек и пароли. То есть сами отдают деньги мошенникам.
К слову, только 7 апреля правоохранителям пришлось разбираться с тремя подобными случаями: злоумышленники завладели реквизитами банковских карт граждан с помощью фишинговых интернет-страниц, имитирующих площадку объявлений Kufar.
Популярна и такая схема, когда мошенники просят установить на мобильный телефон приложение для удаленного управления и таким образом получают доступ к любым данным на устройстве.
Бывает, преступники и вовсе звонят от имени силовых структур.
По словам заместителя начальника управления по противодействию киберпреступности криминальной милиции ГУВД Мингорисполкома Александра Грицука, представляясь правоохранителями, злоумышленники призывают граждан помочь в изобличении сотрудников банка, которые якобы нечисты на руку и воруют деньги.
Предлагают минчанам открыть кредит, и с помощью такой операции взять вора с поличным. В итоге жертва соглашается и, конечно же, передает все параметры доступа к этому счету мошеннику.
К слову, 1 марта Беларусбанк ввел ограничения на проведение некоторых операций с использованием реквизитов банковских карт, а подозрительные операции и вовсе блокируются. Теперь на снятие наличных установлен лимит – 3 тысячи рублей. Это в некоторой степени снизило аппетиты киберпреступников, но не остановило их: теперь все чаще они апеллируют к сумме в 2 990 рублей.
В пресс-службе Беларусбанка подытожили: чтобы не стать очередной жертвой мошенников, подключите услугу «SMS-оповещения» о расходных операциях, никому не сообщайте реквизиты карт, SMS-коды и пароли, проверяйте ссылки по которым переходите, не устанавливайте приложения, позволяющие получить удаленный доступ к вашему мобильному телефону, введите персональные лимиты по операциям, а для платежей в интернете оформите новую карточку с отдельным счетом. А когда на экране высвечивается подозрительный номер – просто не поднимайте трубку.