Накануне Дня знаний мы встретились с Ларисой Петровной ВОЛОШЕНКО и попросили ее перелистать в памяти яркие, незабываемые страницы школьной жизни.

0
312

Владеющая даром слова. Эти слова в полной мере можно отнести к ветерану педагогического труда, учителю русского языка и литературы высшей квалификационной категории Л. П. Волошенко, которая на протяжении 40 лет работы в сфере образования своим мастерством, высоким уровнем педагогической культуры заслужила авторитет у учащихся, коллег, родителей, общественности.Изображение 2433

НОСТАЛЬГИЯ

— С 1995 года нахожусь на заслуженном отдыхе, — присаживаясь за стол, Лариса Петровна тихим, спокойным голосом начинает вести рассказ о себе.
Мне показалось, уже с первой фразы знакомства она вернулась в привычный образ учительницы. А выдавали ее мимика, жесты, манера держаться перед немногочисленной публикой. На столе лежал любимый сборник стихов, а рядом – яркая стопка. Нет, не тетрадей, а Почетных грамот – высокая оценка ее безукоризненного наставничества.
— Но со школой не расстаюсь до сих пор. Первое время я по привычке смотрела на часы и «болела» тем, что сейчас идет урок, а через несколько минут начнется перемена. До сих пор не остаюсь равнодушной к ученикам, которые идут или возвращаются из школы. Так и хочется с ними пообщаться. Хожу на линейки, посвященные последнему звонку или новому учебному году, посещаю школьные мероприятия. Две недели уже снится моя первая школа, где я то уроки преподаю, то планы пишу, — признается Лариса Петровна. – А ведь первое сентября для меня каждый год начиналось, как правило, за несколько недель. Я была в предвкушении школьной линейки, и меня переполняли чувства трепетности, радости. Если педсовет проходил за десять дней до нового учебного года, то я предварительно начинала писать календарные планы, составляла методички. Если мне приходилось начинать классное руководство в пятом классе, я предварительно ознакамливалась с характеристиками каждого своего ученика.

ДЕТСКИЕ МЕЧТЫ

— Лариса Петровна, расскажите, каким было ваше школьное детство?
— Я помню свое школьное детство в начале войны, когда даже зданий для школы не было, так как они были заняты под госпитали для солдат. И занятия проходили в свободных помещениях, какие только находились в городе. У учеников не было ни тетрадей, ни книг. Но все старались учиться, зная, что надо получить образование. Я была самой младшей в классе – мне было шесть лет, а моим одноклассникам — по восемь. Дело в том, что у меня была подружка на два года старше, и она собиралась в школу. Мне не хотелось от нее отставать. А ведь тогда шли дети только с восьми лет. После моих уговоров родители разрешили и мне пойти в школу. К этому времени я уже умела читать и писать. У моего дедушки была большая домашняя библиотека. Поэтому, когда у моих товарищей возникали проблемы с чтением или письмом, я собирала их у себя дома и выступала перед ними в роли учителя. Брала книги из домашней библиотеки, ведь в то время было только два учебника на весь класс.
Вспоминаю с любовью своих учителей Петра Петровича Осмоловского и учителя истории Инессу Львовну Парховникову. Благодаря ее урокам я четко знала, что стану педагогом.

МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ

Настало время поступать. Учить меня в пединституте у мамы не было средств и возможности. Поэтому ехали учиться, куда поближе – в Суражский учительский институт. Но в учебном заведении не было исторического факультета, поэтому пришлось выбрать филологический. Нас поступало восемь человек, но только двоим улыбнулась фортуна. По окончании меня распределили в Приморский край. Отработав год, я с мужем вынуждена была вернуться на родину по семейным обстоятельствам.

ШКОЛА – ЖИЗНЬ!

Поскольку не хватало на селе учителей, меня направили на работу в Селецковскую школу. Это был 56-й год. В деревне не было еще цивилизации — ни радио, ни света, ни лампы… Единственным лучом света были наши знания, которые мы, учителя, старались рассеивать на своих учеников.
Такт, настойчивость — вот принципы ее педагогического стиля. Именно умение найти подход к каждому ученику, пристальное внимание ко всем, разумная требовательность позволили Ларисе Петровне работать с полной отдачей сил.
— Я никогда не выбирала сильный класс, старалась брать детей послабее и делала из них сильных учеников. На то я и учитель! — с гордостью за свою профессию восклицает Л. П. Волошенко и добавляет:
— Сколько работает учитель, столько он должен и учиться.
Поэтому, получив образование в одном институте, она исполнила свою мечту — и вскоре поступила в Гомельский пединститут на третий курс.
— Я покупала очень много методических пособий, художественной литературы. В моем классе был ученик Сережа. Однажды он попросил у меня книгу и удивленно спросил:
— А что, у вас все книги есть?
— Конечно! На золото и хрусталь денег не хватало, а вот на книги — всегда были.
За время работы в сфере образования Л. П. Волошенко довелось работать и инспектором школ отдела образования, и заместителем председателя районного комитета профсоюзов, и председателем профсоюзного комитета СШ №1, и народным заседателем.
— Несмотря на то, что мне довелось работать десять лет инспектором, я не прекращала вести уроки в школе. У меня всегда была в классе дисциплина. Самое главное для учителя – быть справедливым. Для меня все дети в классе были равны. Двойки ученикам я ставила крайне редко, так как эта оценка — недоработка учителя.
Успех моей работы наполовину зависел от тесного сотрудничества с родителями: посещала детей на дому, проводила родительские собрания, если требовалось, вызывала в школу. У меня серьезно заболела мама — и я вынуждена была во время учебного года на месяц уйти в отпуск. Ежедневно староста класса мне докладывала обстановку. Если мне сказали, что сегодня в школу не пришел тот или иной ученик, я тут же оставляла маму на кого-нибудь из своих сыновей и шла домой к прогульщику, чтобы выяснить причину.
Какие только методы мы ни применяли, чтобы заставить двоечников учиться, только чтобы они не отставали от своих сверстников в учебе: ставили в угол – и уже стоя на уроке, тот учил правило. Или каждый день оставались с неуспевающими учениками после занятий. Смотришь – через пару дней уже и сам тянет руку отвечать.
Однажды мой ученик Петя не сделал домашнее задание — и я оставила его после уроков. Заметила, что мой ученик не исправился, и все так же стал приходить на занятия неподготовленным. Я его отругала, на что он мне ответил:
— Лариса Петровна, мне нравится оставаться после уроков и делать с вами домашние задания.
— Лариса Петровна, как вы относитесь к современным реформам образовательного процесса?
— Мне пришлось работать по различным методикам. В свое время мы учили детей 45 минут, а сегодня учителям приходится заниматься бумажными делами. До сих пор не укладывается в голове, как можно роман «Война и мир» изучить за четыре-пять часов? А ведь раньше на это произведение отводилось 40 часов. Не оправдываю и тестирование: дети разучились красиво и правильно высказывать свои мысли.
Лариса Петровна методически грамотно планировала проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий. Постоянно совершенствуя свои знания, подавала пример творческого отношения к любимому делу. Она стала добрым советчиком и мудрым наставником для молодых учителей, помогала им, подсказывала, убеждала, поддерживала, вселяя уверенность в свои силы.
— Будучи инспектором, я каждый день старалась посещать уроки молодых педагогов. И вот однажды довелось находиться на одном из уроков литературы, где учительница монотонным голосом пересказывала ребятам содержание критической статьи. Урок прошел. Один на один осталась с учителем в классе и указала на ее недочеты, но никогда не журила при коллегах, а тем более, при учениках.

ПРОДОЛЖЕНИЕ
УЧИТЕЛЯ
В ЕГО УЧЕНИКАХ

Лариса Петровна перелистывает альбомные страницы, на каждой из них десятки учеников встречают ее нежным взглядом. С гордостью перечисляет она своих выпускников разных лет, в числе которых грамотные, воспитанные — Николай Ильенков, Игорь, Елена и Анна Завадские, Петр и Сергей Глушаковы, Светлана Глушакова, Анна Смолина, Наталья Масюк, Александр Ивашютин, Елена Плавинская, Инна Мамченко и другие талантливые ребята.
— Многие из них, что очень отрадно, пошли по моим стопам. Судьбой каждого из них я интересуюсь. Связь со многими из них не прерывается до сих пор. Раньше это были письма, а сегодня — телефонные разговоры, встречи с учениками и их родителями…
Говорят, что по-настоящему человек счастлив, если он счастлив в семье. А семья у Ларисы Петровны дружная: двое сыновей, любимые невестки, внуки. И всем им очень важны умные и грамотные советы умудренной жизнью мамы, свекрови, бабушки.
Кстати, слово учитель в семье Ларисы Петровны — не пустой звук. Невестка Любовь Волкова (учитель начальных классов районной гимназии, внук Алексей имеет высшее педагогическое образование). Кто знает, может и правнучка Алина, которая в этом году идет в пятый класс, продолжит семейную династию педагогов. Внук Олег в этом году поступил в Белорусско-российский университет, Андрей – уже на третьем курсе сельскохозяйственной академии.
Добросовестно учиться и работать, а главное — уметь оставаться в любой ситуации человеком, — золотое правило, которого она учит придерживаться своих родных.
Секрет успеха Ларисы Петровны прост: любить детей, жить жизнью своих учеников. Многие ее бывшие коллеги и ученики горды тем, что работали рядом с ней, что учились именно у нее. Слово настоящего Учителя и замечательного Педагога сегодня отзывается благодарной памятью и любовью ее учеников. Низкий поклон Вам, уважаемая Лариса Петровна!

Ирина НЕКРЫЛОВА.

Фото Людмилы СМОЛЯКОВОЙ
и из личного архива Л. П. Волошенко.

Нет постов для отображения