При проведении проверок Фондом, его территориальными органами используется метод документальной проверки, состоящий в проверке совершенных финансово-хозяйственных операций проверяемого плательщика по данным первичных учетных документов, записей в учете и отчетности. Таким образом, проверки проводятся путем изучения организационно-распорядительных и финансово-бухгалтерских документов плательщика.

Проверке подлежат вопросы:

— правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме;

— обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию (пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; в связи с рождением ребенка; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на погребение и др.) и на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

— правильность заполнения и своевременность представления отчетности (4-фонд «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»);

— правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в том числе для целей профессионального пенсионного страхования (формы документов персонифицированного учета ПУ-1, ПУ-2, ПУ-3,   ПУ-6).

Если при проверках выявлены нарушения, за которые законодательством установлена административная ответственность, органы Фонда уполномочены применять меры ответственности, предусмотренные статьями 11.54, 23.16 КоАП.

Мониторинг проводится с целью оперативной оценки обоснованности расходования средств государственного социального страхования плательщиками обязательных страховых взносов. При проведении мониторинга изучаются документы, на основании которых назначены пособия из средств государственного социального страхования (листки временной нетрудоспособности и по беременности и родам, документы, необходимые для назначения пособий семьям, воспитывающим детей, и пособия на погребение) на предмет их наличия и правильности оформления.

Мониторинг проводится без использования полномочий, предоставленных органам Фонда и их должностным лицам для проведения проверок.

При добровольном устранении плательщиком выявленных в ходе мониторинга нарушений в срок, установленный органом Фонда, к нему не применяются предусмотренные законодательством меры ответственности, за исключением повторного выявления нарушений законодательства о государственном социальном страховании.

Если плательщик не устранил выявленные в ходе мониторинга нарушения, органами Фонда инициируется назначение внеплановой проверки в соответствии с подпунктом 12.2 пункта 12 Указа № 510.

Татьяна Лавриненко, начальник Костюковичского районного отдела Могилевского областного управления Фонда социальной защиты населения.