Областной форум учителей истории и обществоведения, работников музеев

0
487

Областной форум учителей истории и обществоведения, работников музеев по теме «Мировая история на современном этапе и роль педагога в патриотическом воспитании молодежи» собрал в Могилеве порядка 600 человек. В роли экспертов в нем приняли участие известные политологи и историки нашей страны.

Областной форум учителей истории и обществоведения, работников музеев

Приветствуя участников форума, заместитель председателя Могоблисполкома Валерий Малашко отметил, что такой формат встречи предназначен, чтобы сверить часы, обменяться мыслями, задать вопросы и получить ответы на волнующие вопросы.

Областной форум учителей истории и обществоведения, работников музеев

«Очень важно, что сегодня у нас есть возможность встретиться с ведущими политологами и экспертами страны, которые могут дать ответы на любые вопросы, аргументированно пояснить происходящие процессы, – подчеркнул он. – Ведь сегодня мы являемся свидетелями ломки традиционных норм и моральных ценностей, переписывания истории. И вихрь тех перемен, геополитических разломов, которые происходят в современном мире, не всегда успевает за формулированием всех догматов, которые, в частности, педагоги должны доносить своим ученикам, приходя в классы, общаясь с коллегами и педагогами в коллективе, с родителями на родительских собраниях».

Областной форум учителей истории и обществоведения, работников музеев

Областной форум учителей истории и обществоведения, работников музеев

Воспитательную и общественно значимую роль учителя истории и обществоведения в современных реалиях подчеркнул и начальник главного управления по образованию Могоблисполкома Андрей Заблоцкий. Он отметил, что подобные диалоговые площадки – это возможность для общения представителей исторической, общественно-политической мысли педагогической общественности области.

«Хочу обратить внимание на то, что не случайно здесь собраны историки и обществоведы, потому что в школе они, как и каждый учитель, наряду с тем, что дают знания, еще и воспитывают. Но учитель истории и обществоведения – тот педагог, который и в силу профессиональных знаний и умений, в силу своей подготовки может быть не только учителем для своих учеников, но и объяснять многое происходящее в мире коллегам и родителям школьников. Потому что, несмотря на образование и опыт, даже взрослым людям сегодня сложно быстро сориентироваться в происходящем. И сделать правильные выводы о некоторых событиях, а уж тем более — достоверно и аргументированно донести это другим. Главная задача учителей истории и обществоведения – не только сообщать факты, но и вкладывать в души своих учащихся понимание происходящего. Важна роль педагога в формировании гражданственности, патриотизма, чувства долга перед родиной. И услышан будет педагог, который сам живет этими эмоциями, который опирается на достоверные знания и продолжает их пополнять».

Областной форум учителей истории и обществоведения, работников музеев

О внешней политике и положении Беларуси в геополитической структуре современного мира рассказал директор Центра по проблемам европейской интеграции, преподаватель кафедры востоковедения факультета международных отношений БГУ, член правления Союза журналистов, член Союза писателей, политолог Юрий Шевцов. Он акцентировал внимание на отправных точках в истории, которые привели к тому, что сегодня происходит. Отметив, что учителям истории важно видеть большие тенденции и периоды. Им надо понимать, с чего все началось и к чему идет.

«Приходя в школу, учителя истории должны нести с собой не только базовые знания, но и передавать уверенность, что мы это тяжелое время способны пережить. Несмотря на то, что некоторым, глядя вокруг, иногда кажется иначе, – выразил свое мнение эксперт. – Я сам был учителем истории и могу представить, с каким интересом ученики слушают учителей истории, особенно, сейчас.

Мы живем в одном из опасных регионов планеты. Это противостояние, на мой взгляд, будет длиться порядка десятка лет. И связано оно с несколькими большими причинами. В основном с тем, что в старой Европе и в России принят вызов, брошенный со стороны США, которые начали новую индустриализацию, направленную на реализацию очередного научно-технологического рывка на своей территории. Что приведет к активной экспансии по всей планете. Каждый по-своему смотрит на это, всего несколько регионов решили поучаствовать на уровне конкуренции с США. И мы оказались между двумя мощными силами. И пути всего два. По одному пошла Украина, оказавшись в итоге песчинкой и рискуя быть перемолотой, как зернышко в жерновах. Мы же выбрали объединить усилия с одним из будущих центров силы – Россией и вместе идти дальше».

Областной форум учителей истории и обществоведения, работников музеев

Отметил важность истоков белорусской государственности как базиса восприятия исторических процессов на современном этапе председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Национальной Академии наук Беларуси Игорь Марзалюк. Он рассказал педагогам о новом учебнике по истории белорусской государственности, показал его проект, который ранее обсудили во всех университетах страны, а с 1 сентября он уже поступит в вузы. Во втором блоке своего выступления Игорь Марзалюк рассказал о том, как появлялась система власти, формировалось все то, что сегодня зовется белорусской моделью жизни, то, что отражено в новой редакции Конституции. Речь шла, в том числе, о такой важной и актуальной теме, как геноцид белорусского народа, противостояние неонацизму в нашей традиции. Совершен был и краткий экскурс в историю белорусского нацизма, коснулись и вопроса белорусского экстремизма вчера и сегодня, и как этому противостоять на уровне уроков истории, адекватного донесения прошлого. Не обходя острых углов, спикер рассказал про историю символики, историю национальных флагов, и то, что сегодня является трендами в общественной повестке.

Областной форум учителей истории и обществоведения, работников музеев

«Потому что фальшивая история, как говорил историк Юзеф Шуйский, всегда рождает фальшивую политику, – подчеркнул Игорь Марзалюк. – Приходя в класс, учитель обязан руководствоваться программой, учебником и он не должен лгать. Не должен обманывать своих учеников. Он призван во время своих уроков нести историческую правду, воспитывать любовь к родине, потому что урок – это не просто пересказ текста, а творческая лаборатория. А история – это моральная, гуманитарная наука.

Самое главное – учить любить нацию, консолидировать белорусское общество, а не множить линии разлома и ненависти. Необходимо показывать, как сражались и созидательно трудились наши предки, и на этом позитивном опыте прошлого строить перспективы. Потому что историк отвечает на три фундаментальных вопроса мировоззрения: откуда мы, почему мы сегодня такие, какие есть, и какая наша стратегия будущего. Как на основе огромной исторической традиции построить наше будущее – этому нужно учить. Как и уважению к своим традициям, а через призму этого учиться уважать соседей и всех остальных. И гордиться своей страной, своим народом и своим государством.

Областной форум учителей истории и обществоведения, работников музеев

Когда, так или иначе, в школе начинается полемика на политические темы, учитель не должен выступать пропагандистом, агитатором какой-либо точки зрения, он должен спокойно рассуждать, давать объективные знания. Потому что оппоненты власти в 2019-2020 году взяли на вооружение грязную методику «расчеловечивания», которая корнями уходит в традиции 40-х годов. Когда создается образ врага на уровне своего народа и социума. Когда кто-то, в том числе при помощи псевдоисторических фактов, пробует расколоть белорусское общество на своих и чужих, посеять гражданскую смуту и призывает к войне, терактам на дорогах. Этому необходимо противостоять, всей этой политизированности. Не врать, не уходить от острых моментов, а показывать исторические факты такими, какие они были. И тогда все само собою становится на места».

Областной форум учителей истории и обществоведения, работников музеев

Тему идеологии патриотизма в современной педагогике в своем выступлении поднял председатель правления Белорусского общества «Знание», кандидат исторических наук, политолог, публицист Вадим Гигин. Он отметил, что в Год исторической памяти особое внимание уделяется тому, как преподавать не только историю, но и социальные дисциплины. И, прежде всего, на таких встречах хочется обменяться с коллегами мнениями, как смотреть на различные аспекты нашей истории – противоречивые, героические, трагические. Как сохранить важный момент преемственности поколений. А также услышать вопросы и пожелания от учительского корпуса, людей с большим опытом, которые каждый день приходят на большой экзамен к нашим детям, ведь именно учителю задают порой острые вопросы, и он должен на них отвечать.

«Учитель истории – это проповедник, не зря учебник по истории называют гражданской библией. И поэтому столько внимания уделяется этому предмету. Можно называть это как угодно: идеологией, национальным самосознанием, патриотизмом. Но этот рассказ о прошлом нашей страны и других странах помогает осознать себя гражданином, белорусом, жителем этой земли.

Наш опыт общества «Знание» показывает, что открытые, прямые встречи глаза в глаза ничего не заменит. Можно много рассуждать о коммуникациях, технологиях, способах и подходах. Но если только это поставить во главу угла – проиграешь. Потому что самое главное – это правда, искренность, знания, убежденность в том, что ты говоришь, готовность слушать другого и слышать его вопросы, не отмахиваясь от них.

Учитель – становой хребет нашей нации, человек, который ежедневно идет в класс, аудиторию. Каждая встреча с нашими детьми, новым, подрастающим поколением очень важна. Эти люди готовят будущее Беларуси, поэтому к ним такое внимание».

Областной форум учителей истории и обществоведения, работников музеев

Также во время общения с журналистами, политолог прокомментировал приближающийся праздник 9 Мая:

«Это один из главных праздников для нас, белорусов, наряду с Днем Независимости, потому что в ту войну нашему народу был брошен самый большой вызов, самый страшный враг за всю нашу историю пришел тогда. А нация раскрывается в тот период, когда дает ответ на ту или иную угрозу. И мы не просто дали достойный ответ, мы всему миру показали, что белорусы – это самостоятельная, гордая нация, готовая бороться за себя. Причем, это удивительная борьба, да, мы испытывали ненависть к врагу, но она не затмила любовь к родине, уважение к другим нациям. Люди боролись не за то, чтобы уничтожить врага, а чтобы сохранить свое: свою родину, свой образ жизни. И тот заряд, который получили мы от наших предков, жив до сих пор. Поэтому Великая Отечественная война играет в нашем менталитете, в нашем сознании такую большую роль.

И в нынешних условиях, когда мы видим, как сегодня в соседней Украине, где сами украинцы понесли огромные жертвы для победы над фашизмом, эту память оплевывают, растаптывают, уничтожают – мириться с этим невозможно. И лозунг денацификации приобретает свое значение и актуальность как никогда».

Областной форум учителей истории и обществоведения, работников музеев

После выступлений спикеров, всем желающим была предоставлена возможность задать вопросы и высказать свои мнения и предложения.

Нет постов для отображения