На минувшей неделе на протяжении двух дней работал Республиканский онлайн семинар-конференция «Система организации образовательных практик в интересах устойчивого развития (далее — ОУР) как механизм формирования творческого потенциала учащихся», инициированный Костюковичской районной государственной гимназией. О результатах мероприятия мы узнали у его координатора, директора УО «Костюковичская районная государственная гимназия» Антонины Максимовой.
— Антонина Ивановна, расскажите, почему именно Костюковичская гимназия получила право на проведение такого масштабного мероприятия?
— Районная гимназия является областным ресурсным инновационным центром. Данный статус учреждение получило после работы в течение двенадцати лет в области устойчивого развития и предоставлении подтвержденных результатов на заседании научно-методического совета учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования».
Гимназия имеет большой опыт организации различного рода конференций областного и республиканского уровней. Но в связи со сложившейся ситуацией нам пришлось освоить еще один тип проведения конференции с помощью коммуникационного программного обеспечения Zoom. Это был первый опыт столь масштабного онлайн события с обеспечением реальной совместной работы участников в виртуальном пространстве.
— В чем состояла задача семинара-конференции?
— Основными задачами проведения Республиканского онлайн семинара-конференции стали, с одной стороны, обобщение результатов инновационной деятельности учреждений образования республики, а также подготовка методических материалов по результатам реализации инновационных проектов, с другой, — апробация возможности онлайн коммуникации между учреждениями образования для трансляции опыта инновационной деятельности в области ОУР.
В этом контексте научными консультантами инновационных проектов работа была посвящена совместной разработке плана-проспекта рекомендаций по организации системы практик ОУР в деятельности учреждений образования как механизма развития творческого потенциала учащихся.
— Кто принимал участие в мероприятии?
— В мероприятии приняли участие более 60 человек — это представители Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ, экспертной команды Ассоциации «Образование для устойчивого развития», Могилевского государственного областного института развития образования, учреждений образования из всех регионов Беларуси — участников инновационных проектов в области ОУР, а также школ — опорных площадок по ОУР Могилевской области; общественного объединения «Круг друзей Костюковичи-Дитценбах» (Германия).
— Какие социально значимые и образовательные проекты представляла гимназия?
— Педагоги гимназии представили систему работы в организации практик ОУР по развитию творческого потенциала учащихся, познакомили участников онлайн- конференции с реализаций социально значимых проектов в партнерстве с ГЛХУ «Костюковичский лесхоз», редакцией районной газеты «Голас Касцюкоўшчыны», а также через международное сотрудничество с общественным объединением «Круг друзей Костюковичи-Дитценбах». Представление проектов гимназии проходило в тендеме с нашими партнерами, которые выходили в эфир со своих рабочих мест, не посещая гимназию и тем самым обеспечив реальную демонстрацию использования практик ОУР в действии.
Особенно участников конференции заинтересовали практические методы организации совместной проектной деятельности в Центре поддержки детских и молодежных инициатив в интересах устойчивого развития Костюковичского района, созданного в рамках инновационной работы гимназии. Центр обеспечивает условия реализации многих проектов, например: волонтерского проекта «Дружба крепкая», реализуемого в социальном партнерстве с ЦКРОиР; социального проекта «Лента памяти», направленного на сохранение памяти о родственниках-участниках ВОВ; виртуального музея «Беларуская хата» — на развитие бережного отношения к культуре белорусского народа; международного проекта «Мы делаем цирк» — на развитие творческого потенциала, приобщение к здоровому образу жизни.
— Расскажите о положительных сторонах данного онлайн события.
— Прежде всего, данное событие повысило имидж гимназии как инновационного учреждения образования на республиканском уровне, обеспечило мотивацию инновационной команды районной гимназии для профессионального роста при изучении и использовании современных информационных программ и приемов, позволило педагогам поделиться секретами создания в деятельности учреждения образования системы организации практик ОУР, убедительно доказав, что сотрудничество с социальными партнерами создает необходимые условия инновационной исследовательско-проектной деятельности учащихся.
Формат онлайн семинар-конференции позволил познакомить участников с опытом и идеями организации деятельности учреждений образования республики по развитию творческого потенциала учащихся в организации практик ОУР, оценить возможности расширения этих практик изучив представленный инновационный опыт школ- участников, например, социально значимой деятельности гимназии № 4 г. Витебска; информатизации образа жизни учреждения образования — средней школы № 3 г. Осиповичи; поликультурного взаимодействия участников школьного, местного и международного сообществ средней школы № 8 г. Волковыска с польским языком обучения; организации совместной исследовательской деятельности педагогов и учащихся Ореховской средней школы имени Н. Л. Костюченко Ушачского района в интересах устойчивого развития местного сообщества.
Обобщая наработанное содержание онлайн-конференции, его руководитель София Борисовна Савелова, научный консультант инновационных проектов в области ОУР, представила ключевые характеристики практик ОУР как метода и обобщила итоги онлайн события, акцентируя внимание на содержание итоговых методических материалов по завершении инновационных проектов.