Почетный гражданин Костюковичского района Анатолий Малаховский: «Над Конституцией проделана огромнейшая работа на благо белорусского народа»

0
346

– По велению времени и происходящих событий обязательно нужно было внести изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь сформирована на основных принципах:

Во-первых, статья 2 гласит: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».

Во-вторых, в статье 3 отмечено: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ».

В-третьих, очень важная позиция прописана в статье 13: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства». Это означает, что недра, воды, земли и леса не отдают, не продаются, принадлежат только народу, тогда государство всегда будет сильным и развитым!

Эти три основных принципа являются фундаментом Конституции Республики Беларусь. Если один из трех принципов социальной направленности исключается из Конституции – она теряет социальную значимость.

Хотелось бы остановиться и на других важных статьях Основного закона страны.

В статье 27 предыдущей Конституции и в аналогичной статье проекта новой редакции Конституции содержатся очень важные права гражданина: никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Это очень большое достижение демократии. Впервые такие права граждан были закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года. Источником этих прав послужила 9-я Заповедь Божьего Закона, в которой говорится: «…не произноси и не принимай показания на ближнего твоего», что является высочайшим принципом человечности. Светские законодатели пошли дальше и добавили права граждан следующим содержанием: «…не давать показания и объяснения против самого себя, членов семьи и близких родственников». Кроме того, отдельным Законом (ст. 4 Уголовного Кодекса Республики Беларусь) добавили права гражданина не давать показания против лиц, которых гражданин обоснованно считает своими близкими. Это очень справедливо и человечно, ибо иногда неродственные души бывают ближе и дороже некоторых близких по крови.

В предыдущей Конституции ст. 45 гарантировала гражданам право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Новая редакция ст. 45 гарантирует право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счет государственных средств в порядке, установленном законом, т.е. не только в государственных учреждениях здравоохранения, но и других учреждениях здравоохранения за счет государственных средств. Таким образом, расширяются права и возможности граждан в получении лечения. И здесь же в статье государство напоминает гражданам, что они заботятся о сохранении собственного здоровья. Ведь сэкономленные средства государство направит на улучшение лечения самих же граждан.

Ранее Конституция не содержала требований о патриотизме. Сейчас внесено дополнение в статью 54 о том, что «патриотизм является долгом каждого гражданина». Считаю, что граждане должны воспитываться на примерах патриотизма. Нужно не только изучать информацию о патриотизме, а читать и анализировать патриотические произведения, вливать в души учащихся патриотизм. Во времена Советского Союза мы изучали произведения о молодогвардейцах – об Александре Матросове, о Марате Казее, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. Задумайтесь, были ли ваши дети в Брестской крепости, на Линии Сталина, в других современных великих местах, которые молча хранят историю Великой Отечественной войны? Свою историю надо знать, гордиться ею и всегда ставить ее в пример, вот тогда мы увидим проявление патриотизма.

В редакцию нового проекта Конституции внесены изменения при возникновении вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей на основаниях, предусмотренных Конституцией. Согласно ст. 89 предыдущей Конституции полномочия Президента переходили к Премьер-министру Республики Беларусь. Эта статья не противоречила другим статьям Основного закона, т. к. предыдущая Конституция не содержала статьи о разделении государственной власти. В соответствии со ст. 6 новой редакции Конституции, государственная власть в стране осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. В пределах своих полномочий государственные органы этих властей самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Президент относится к законодательному органу, а Премьер-министр – к исполнительному. Согласно ст. 881 новой редакции Конституции, через возникновение вакансии должности Президента его полномочия переходят к Председателю Совета Республики, т. е. к главе законодательного органа.

Считаю значимыми изменения ст. 891, в которой Всебелорусское народное собрание (ВНС) наделено полномочиями высшего органа народовластия Республики Беларусь, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. ВНС – нужный, своевременный орган, вершина народовластия и демократии. Подчеркну, что часть полномочий Президента передается ВНС.

Особо отмечу, что ВНС вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам; введение чрезвычайного или военного положения рассматривается ВНС по инициативе Президиума ВНС или Совета Республики. Эти полномочия указывают на значимость органа ВНС.

Из чего можно заключить, что над Конституцией проделана огромнейшая работа на благо белорусского народа. Референдум – серьезный шаг в конституционном развитии государства. Конституция учитывает изменения и дополнения в политической, экономической и социальной сферах жизни нашего общества.

 

Нет постов для отображения