Поможем восстановить Свято-Вознесенский храм в Костюковичском районе

0
1053

IMG_5001Деревня Забычанье Костюковичского р-на, Могилевской области впервые письменно уже как «Местечко» упоминается в 1511 году. Когда Мстиславское княжество было подарено Сигизмунду Августу, тогда и Кричев с принадлежащими к нему местечками: Милославичи, Хотимск, Забычанье и Студенец были уже объявлены не только местечками, но еще и «Староствами»… (Данные настоящие из альбома Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом,и бытовом значении. Том 3-й «Белорусское Полесье». Под редакцией П. П. Семенова вице-председателя императорского русского географического общества, изданного в 1882 году). Следовательно, если уже в 1511 году Забычанье имело статус местечка и староства, а не деревни, и даже не села, хотя село уже было обязанно иметь свой храм, ведь наличием храма село и отличалось от приписных к нему деревень, то уже тогда Забычанье конечно-же имело свой храм, вероятнее всего деревянный. И уже потом, с течением времени, гораздо позже, а именно в 1893 году общим собранием мещан Забычанье и близ лежащих деревень под руководством и патронажем местного дворянина Аркадия Останькевича было принято решение и воплощено в жизнь строить новый, типовой, кирпичный храм, большей вместимостью вместо бывшей (уже второй по времени), обветшавшей деревянной церкви местечка, тэ к. за последние годы Забычанье заметно увеличилось жителями, открылись новые ремесленные промыслы, велась активная торговля местного купечества, имелась водяная мельница на реке Жадунька и был свой виокуренный завод. Для строительства был приглашен А. Останькевичем из Санкт-Петербурга архитектор Зинберг (обрусевший немец), и в 1897 году новый кирпичный храм с ажурной кладкой и штукатурными элементами стен снаружи, всевозможными элементами кирпичной кладки декора, имеющими место по углам здания кирпичными колоннами, изразцово-кованными решетками в оконных проемах (в большинстве они сохранились и сейчас), был освящен архипастырем из Могилева.IMG_5033

По наружному величию и фундаментальности здания, теперь лишь можно догадываться и предполагать, как храм был красив внутренним интерьером!

Новый кирпичный храм освященный в 1897 году как: Свято-Вознесенский, а прежний, уже второй деревянный храм был Свято-Духовским, поэтому в местечке, престольными (главными) праздниками считались, как Вознесение Господне, так и День Святого Духа. В эти празднственные дни до закрытия храма совершались торжественные Богослужения собором духовенства из соседних приходов и благочинным округа приезжавшем из Мариовиля, проходили большие ярмарки, размещавшиеся по своим размерам и размаху не только на прицерковной площади но и, по центральной прилегающей к ней улице местечка. Так как в эти празнества и сам храм и все селение переполнялось множеством приехавшего, и пришедшего пешком люда. Первым настоятелем храма был назначен Феодосий Чумаков, последним священником был иерей Виктор Барташевич (его репрессировали).

В храме Богослужение окончательно было прекращено в мае 1932 года. Тогда же с купола и колокольни храма были спилены красивые, ажурной ковки золоченные кресты, сброшены и сданы в утиль пять колоколов храма. Также по рассказам очевидцев старожилов были выломаны, разрублены на куски и сожжены резные иконостас, киоты храма.

Иконы для иконостаса и киотов были заказаны Останькевичем, и выполнены монахами на афонской горе (Афон – Греция), а иконостас и киоты вырезали из дерева и золотили мастера в Могилеве. Все это погибло в огне прямо у стен храма, чудом уцелел из всей церковной утвари лишь выносной «запрестольный» крест, его долгие годы берегли, прятали по домам жители Забычанья и лишь в 1994 году старушки его передали на хранение. Справочно: на 1897 год прихожан обоего пола в приходе Свято-Вознесенского храма было 2 108 человек, церковной земли имелось 33 десятины, 1302 кв. сажен. Его Преосвященством, Епископом Могилевским и Мстиславским 2-гофевраля (письменно) было преподано архипастырское благословение тому же Аркадию Останькевичу за пожертвование колокола «Благовеста» в вышеупомянутый храм весом 50 пудов, стоимостью 635 рублей серебром. А также благословение и прихожанам храма, которые пожертвовали и приобрели в свой храм разных предметов церковной утвари на сумму 776 рублей. (Могилевские Епархиальные Ведомости № 6, от 21.02.1899 года, часть официальная с. 42).IMG_5044

После закрытия храм долгие годы служил колхозным, потом совхозным складом, в завершении оказался совсем бесхозным.

По милости Божией справедливость восторжесвовала, здание храма возвращено верующим и постепенно возрождается к своей Духовной Миссии!

В настоящее время совместными усилиями и трудами Руководство района, предприятий и организаций, а также помощью частных жертвователей храм возвращается к жизни. Удалось собрать некоторые исторические раритеты для храма со всей Беларуси, некоторые из них нуждаются в реставрации. Многоуважаемые сограждане! Досточтимые Братия и Сестры кому не безразлична история нашего края и возрождающаяся духовность народа окажите помощь нашей возрождающейся Святыни! Наш р/с в отделении Беларусбанка г. Котюковичи  – 3015000001628.

В 2017 году у храма юбилей стодвадцатилетия. А Господь поможет вам в ваших личных трудах, добрых делах и благих начинаниях!

Настоятель Свято-Мариемагдалинскогохрама г. Костюковичи, курирующий и духовноокормляющий возрождающийся приход Свято-Вознесенского храма д. Забычанье протоиерей Михаил СОЛОБУТИН.

Нет постов для отображения