Предвидеть кризис и быть готовым к нему — инвестировать сейчас в адекватные системы охраны труда

0
53

Пандемия COVID-19 поставила правительства, работодателей, работников и все население в целом перед лицом беспрецедентных вызовов, порожденных этим вирусом и его многочисленными последствиями для сферы труда. Всемирный день охраны труда посвящен стратегиям укрепления национальных систем охраны и безопасности труда (ОБТ) в целях повышения их устойчивости перед лицом как нынешнего, так и будущих кризисов.

Пандемия COVID-19 стала приобретать черты глобального кризиса с начала 2020 года, повсеместно оказывая глубокое влияние. Пандемия затронула практически все аспекты сферы труда, начиная с риска передачи вируса на производстве и заканчивая рисками, касающимися охраны и безопасности труда (ОБТ), которые возникли в результате мер противодействия распространению вируса. Так, переход на новые формы организации труда – например, повсеместное применение удаленного режима работы – принес работникам не только множество новых возможностей, но и потенциальные риски, связанные с ОБТ, в частности, риски психосоциального характера и риски насилия.

Проблемы, связанные с распространением COVID-19, не обошли и Республику Беларусь. Для минимизации последствий пандемии государством принимались меры по обеспечению занятости и уровня доходов работников, предотвращению распространения COVID-19 на производстве.

Так, в целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемиологической ситуации Указом Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О  поддержке экономики» нанимателям предоставлено право:

изменять существенные условия труда работника, за исключением уменьшения размера оплаты труда, в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, предупредив об этом работника письменно не позднее чем за 1 календарный день;

производить временный перевод, в том числе в другое структурное подразделение, к другому нанимателю в связи с производственной необходимостью, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, а также для замещения отсутствующего работника без согласия работника на срок до 3 месяцев.

С целью исключения распространения коронавирусной инфекции осенью 2020 года были приняты дополнительные меры по сохранению занятости и предотвращению заражения работников на рабочих местах.

Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 512 внесены изменения в Указ № 143. В частности, нанимателям предоставлено право:

объявлять простой, вызванный неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, без ограничения общей продолжительности в течение календарного года;

предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем;

включать в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, время предусмотренных законодательством отпусков без сохранения заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя, без ограничения их продолжительности;

освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно в течение срока действия Указа № 143 без предоставления работником листка нетрудоспособности.

В целом работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, несмотря на риски связанные с распространением COVID-19, носила системный характер. Органами государственного управления обеспечено функционирование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда, предусматривающих в том числе взаимодействие в области охраны труда с подчиненными организациями.

Для оперативного оказания руководителям и специалистам организаций агропромышленного комплекса, организаций, выполняющих строительные и строительно-монтажные работы, а также в иных сферах деятельности практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ в 2020 году продолжили свою работу 136 мобильных групп, созданных местными органами власти. Ими проведено 11,6 тыс. обследований, в ходе которых нанимателям рекомендовано устранить более 126 тыс. недостатков в обеспечении безопасности работающих.

Мониторинг производственного травматизма показал, что основными факторами травмирования работников на производстве в 2020 году явились воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение потерпевшего во время передвижения и с высоты.

Детализация причин производственного травматизма свидетельствует о том, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом они по своему характеру существенно не изменились. Преобладающими по-прежнему остаются нарушения требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда и невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда.

Значительным остается удельный вес причин, обусловленных действиями самих потерпевших, в частности нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, нахождение их в состоянии алкогольного опьянения. По данным Департамента в 2020 году среди погибших на производстве в состоянии алкогольного опьянения находилось 26 человек (18,7 процента от общего числа погибших на производстве), в 2019 году – 23 человека (16,3 процента).

Таким образом, для дальнейшего снижения уровня производственного травматизма первоочередными задачами являются  укрепление трудовой и производственной дисциплины в организациях, а также обеспечение эффективного контроля за ее соблюдением.

Меры по обеспечению безопасного труда являются неотъемлемой частью общей системы управления организацией. Закон Республики Беларусь «Об охране труда» обязывает нанимателя разрабатывать, внедрять и поддерживать функционирование системы управления охраной труда.

Законодательство не содержит жестких требований к разрабатываемым системам управления охраной труда. Они должны обеспечивать идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, должны быть понятны и доступны всем работникам организации. При разработке СУОТ необходимо учитывать особенности работы конкретного предприятия, те риски, с которыми связаны производственные процессы, осуществляемые на данном предприятии.

Весь комплекс мероприятий в области охраны труда, от принятия законодательства и разработки систем управления охраной труда до государственного надзора и общественного контроля, направлен на решение одной главной задачи – сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Безопасные условия труда — это то, что безусловно должно быть создано на любом рабочем месте. Иногда этим пренебрегают из–за нерадивости и беспечности, иногда потому, что хотят сэкономить. Но если речь идет о жизни и здоровье людей, то экономия совершенно недопустима.

Управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома

   

Нет постов для отображения