С вступлением новой редакции Закона об обращениях в силу изменился порядок исчисления сроков рассмотрения обращений

0
530

Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» является одним из наиболее известных среди населения нормативных правовых актов, в связи с чем к его содержанию традиционно приковано повышенное внимание.

23 января 2016 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 года № 306-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон № 306-3), которым скорректирован порядок подачи и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц.

обращения
В частности, уточнена сфера действия Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18.07.2011 года № 300-3 (далее – Закон об обращениях). Он не распространяется на обращения работников к нанимателю (п. 2 ст. 1 Закона об обращениях). Хочу отметить, что многие вопросы взаимоотношений работников (в том числе уволенных) и нанимателей урегулированы трудовым законодательством. Установлены сроки выдачи предусмотренных законодательством документов о работе (справки о периоде работы, службы и др.) (ст. 51 Трудового кодекса Республики Беларусь).
С вступлением новой редакции Закона об обращениях в силу изменился порядок исчисления сроков рассмотрения обращений. В частности, течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня, следующего за днем:
— регистрации обращений в организации;
— внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений (п. 13 ст. 1 Закона № 306-3).
Уточнены сроки направления в соответствующие органы, организации, возвращения, оставления без рассмотрения по существу отдельных обращений и уведомления об этом заявителей. Устанавливается, что такие сроки исчисляются в рабочих, а не календарных днях. Организациям будет необходимо в течение пяти рабочих дней:
— направлять в соответствующие организации, оставлять без рассмотрения по существу письменные обращения, направленные не в соответствии с их компетенцией, уведомлять об этом заявителей;
— возвращать заявителю письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления;
— направлять обращения, содержащие информацию о преступлении либо ином правонарушении, в соответствующие органы (п. 8 ст. 1 Закона № 306-3).
Скорректирован порядок приема и регистрации обращений. В частности, до направления ответа (уведомления) на первоначальное обращение общий ответ (уведомление) может направляться:
— на идентичные обращения;
— обращения, содержащие уточняющие (дополняющие) документы и (или) сведения (п. 10 ст. 1 Закона № 306-3). При этом в указанных случаях такие обращения учитываются в качестве одного (п. 10 ст. 1 Закона № 306-3).
Дополнен перечень случаев, в которых может быть отказано в личном приеме. К таковым отнесены случаи:
— обращения по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций;
— обращения в неустановленные дни и часы;
— когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы;
— когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.
Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 года № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» установлено, что обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией.
Абзацем третьим статьи 8 новой редакции Закона об обращениях установлена обязанность заявителя подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией.
Расширение прав заявителей в сфере рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, упрощение порядка подачи обращений, прежде всего за счет закрепления возможности подачи электронных обращений, наряду с несомненным положительным эффектом привели к увеличению количества случаев злоупотребления правом на обращение. Направление обращений начинает использоваться не только для реализации или защиты прав, но и для оказания давления на органы власти для принятия нужных заявителю решений, создания негативной репутации для субъектов хозяйствования, перекладывания бремени по принятию решений в условиях предпринимательского риска на государственные органы и др. При этом на рассмотрение таких обращений тратятся значительные усилия, расходуются время и средства.
Действующий Закон об обращениях предусматривает возможность взыскания с заявителей расходов, понесенных организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения (пункт 2 статьи 19 Закона об обращениях).
В целях обеспечения практического применения соответствующей нормы в Законе об обращениях уточняется содержание расходов, которые могут быть взысканы с заявителей в названных случаях. К таким расходам отнесены суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлеченным к рассмотрению обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с рассмотрением обращений с выездом на место. Перечень таких расходов не закрыт. Вместе с тем не могут быть отнесены к таким расходам средства на оплату рабочего времени работников, рассматривающих обращения.
Кроме того, с учетом предложений государственных органов, указывающих на необходимость разработки детального алгоритма расчета расходов, связанных с рассмотрением необоснованных обращений, предусматривается принятие акта Совета Министров Республики Беларусь по данному вопросу, в котором будет закреплена методика подсчета понесенных расходов, порядок их подтверждения и другое.

Т. И. ЕЛИСЕЕНКО, помощник прокурора Костюковичского района.

Нет постов для отображения