
Образование и наука — движущие силы развития общества и государства. Этой теме был посвящен Единый день информирования, собравший на базе средней школы № 2 руководителей учреждений образования, их заместителей и педагогических работников Костюковичского района.
Во встрече приняли участие начальник главного управления по образованию Могилевского облисполкома Людмила Здорикова, председатель Костюковичского райисполкома Вячеслав Моксачев, начальник отдела по образованию райисполкома Елена Хомченко, председатель Костюковичского районного комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки Елена Бруева.
Всегда в приоритете
Образование является приоритетным направлением государственной политики, одной из высших ценностей белорусского народа. В стране работает около 7 тыс. учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2 млн детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают более 400 тыс. работников, в том числе 217,2 тыс. педагогических работников.
В Беларуси расходы на образование в 2025 году предусмотрены в сумме 13,8 млрд белорусских рублей. Четверть бюджета Могилевской области направлена на сферу образования, что четко свидетельствует о главных векторах социально-экономического развития Приднепровского края.
Как отметила Людмила Здорикова, Главой государства дана установка на то, чтобы все было четко, прозрачно, понятно – и учителям, и детям, и родителям. Тем не менее, не отказываясь от выверенных традиций и наработок, она должна чутко и оперативно реагировать на запросы времени, находясь в авангарде всего нового и прогрессивного.
Есть нюансы
Людмила Евгеньевна обратила внимание на проблемные аспекты сферы образования в области на каждом ее уровне.
Так, острый вопрос для дошкольных учреждений образования — пропуски их посещения воспитанниками без уважительной причины. Одним из способов борьбы с негативным явлением стало увеличение вариативности услуг, оказываемых учреждениями, например, распространение материнских школ и других форм работы.
Отдельного внимания требует образование детей с особенностями психофизического развития. Здесь две основные проблемы — материальная и кадровая. Но если с первой удается справляться при помощи местных властей и благотворительности, то вторая требует тонкого, индивидуального и потому особо трудоемкого подхода. Для работы с особенными ребятами нужны не просто профессионалы, но и люди особых моральных качеств. Задача руководителей — найти таких сотрудников и обеспечить им достойные условия труда, ведь именно от них зависит личностное развитие и социализация воспитанников.
Не все гладко и в функционировании детских кружков.
— Здесь мы должны четко ответить на вопрос: насколько наши кружки интересны детям? — сказала Людмила Здорикова. — Если определенная форма работы утратила актуальность, от нее стоит отказаться либо подвергнуть решительному обновлению. Изучайте реальные потребности и интересы учеников, прислушивайтесь к мнениям родителей, и тогда походы на занятия будут для ребят желанными и увлекательными.
Дело в имидже
Как отметила спикер, большим достижением белорусского государства стало сохранение и развитие системы профтехнического образования. Это позволяет избегать переизбытка специалистов в определенных сферах, одновременно снабжая кадрами те отрасли, где ощущается их нехватка.
К сожалению, одной из таких отраслей является сама система образования, страдающая от большого недостатка квалифицированных физиков, математиков и социальных педагогов. Руководителям необходимо уже сейчас анализировать кадровый состав на перспективу и растить новую педагогическую смену.
Почему же молодежь не стремится связывать свою трудовую жизнь с педагогикой?
— Не последнюю роль в этом нередко играют сами учителя, которые в повседневности формируют негативный имидж профессии. Нам постоянно следует помнить о том, какой посыл мы несем в социум, какой пример подаем молодому поколению. Акцентируя внимание на трудностях работы, мы напрочь забываем о плюсах, которых весьма немало. Поэтому стоит реально смотреть на ситуацию и справедливо подсвечивать все ее стороны, — отметила Людмила Здорикова.
Обратить внимание следует на такие явления, как отток молодежи из страны и закрепление молодых специалистов. Процент молодых кадров, продолжающих трудиться на первом рабочем месте, по Могилевской области довольно высокий, но это не повод расслабляться.
Наставление и воспитание
На особом контроле в этом году воспитательная работа. В этом направлении самая большая беда — формализм, и с ним, к сожалению, пока не удается справиться окончательно.
— Каждый год перед нами встает вопрос: что нового внести в план воспитательной работы? Но опыт подсказывает: достаточно неформально отнестись к реализации вами же составленных планов, и тогда изобретать новшества придется гораздо реже и обоснованно.
Еще один акцент Людмила Евгеньевна сделала на работе с детьми из семей, признанных находящимися в социально опасном положении. Хотя в речи устойчиво употребляется выражение «трудные дети», на самом деле «трудными» чаще оказываются родители. Их нежелание идти на контакт и меняться к лучшему делает детей заложниками ситуации. Поэтому необходимо с огромным терпением и вниманием делать все возможное для спасения детских судеб.
По итогу
Беларусь – страна с высоким уровнем развития образования и науки, которую с полным основанием можно назвать индустрией интеллекта, для которой создана современная всеобъемлющая экосистема. Основными векторами научного развития в настоящее время являются искусственный интеллект и цифровые технологии, инновации в промышленности, медицине, АПК, научное и научно-техническое обеспечение безопасности человека, общества и государства.
— Главный белорусский капитал — это люди, умные и трудолюбивые. Как сказал наш Президент, воспитать патриота может только патриот. И наша задача как работников образования в этом плане — преумножать и развивать потенциал молодежи, преобразуя его в достояние страны, — подвела итог сказанному Людмила Здорикова.
Глава района Вячеслав Моксачев напомнил участникам встречи, что местная власть всегда открыта для обращений с вопросами, проблемами и инициативами:
— Сложности легко преодолеть совместными усилиями. Самое главное — несмотря на трудности, гореть своим делом, не только обучать, но и вдохновлять молодежь. Ведь наши дети — это наше будущее, и каким оно будет, зависит от нас.
— Озвученные сегодня задачи постоянно в нашем поле зрения, по каждой из них ведется кропотливая работа, — заметила Елена Хомченко. — Однако нам есть в чем совершенствоваться, и мы с этим непременно справимся.
Фото автора








