В белорусских школах может появиться «шведский стол»

0
294

Качество школьного питания оказалось в центре внимания специалистов. Одной из проблем назван высокий процент отходов – в разных школах в мусор отправляется от 25% до 70% блюд. Причиной того, что школьники съедают не все, названы невкусные и неэстетично оформленные блюда. Исправить ситуацию должно переформатирование школьного питания, например, внедрение системы «шведский стол».

Межведомственное заседание по вопросам школьного питания прошло в Академии Наук 22 марта, сообщает Sputnik. Школьные обеды обсудили представители Госстандарта, Госконтроля, Минздрава, НАН и других ведомств. Профессор кафедры товароведения и организации торговли Белорусского государственного университета пищевых и химических технологий, кандидат технологических наук Сергей Масанский предложил отказаться от использования традиционной терминологии – завтрак, обед и полдник, и соответственно – нормативных требований к ним. Вместо этого перейти на единую разновидность предоставляемого детям питания – «школьный обед». А для тех детей, которые будут находиться в образовательном учреждении длительное время (как до, так и после обеда), предложено организовать дополнительный прием пищи. Он получил условное названия «экспресс-питание» и очень похож на существующий сегодня полдник. Сергей Масалинский отметил, основу «экспресс-питания» будут составлять «специализированные продукты, произведенные пищевой промышленностью». Так как для такой продукции будет гарантирован стабильный сбыт, то и у предприятий появится экономическая заинтересованность в ее производстве.

Профессор подчеркнул, что в методических рекомендациях по школьному питанию прописана обязанность обеспечить выбор как минимум из двух блюд. Причем это нужно организовать так, чтобы школьники, желающие добавки, могли ее взять.

По его словам, одной из проблем школьного питания стало большое количеств отходов. Часто дети просто не съедают всю порцию, потому что еда невкусная и выглядит не очень. Опрос, который ученые провели по школам, показал, что от 25% до 70% еды отправляется в мусор. Это при том, что показатель отходов не должен превышать 15%.

Профессор рассказал о результатах эксперимента, когда в школе на 4 тыс. учащихся питание для старшеклассников организовали по принципу «шведский стол». В итоге отходы пищи получились минимальными. «В принципе такие методы есть, они известны, в республике апробированы и, наверное, это наш путь», – отметил Сергей Масанский.

Еще один механизм, который позволит снизить ненужные расходы – изменение подходов к организации питания. Например, существует норматив, определяющий срок, в течение которого школьники должны употребить приготовленную пищу. До 2019 г. он составлял 2 часа, сегодня –3. То есть это 3 перемены между уроками. Получается, что срок годности бутерброда в школьном буфете – 3 часа, в то время как в заведениях общепита – сутки. Профессор отмечает, что нужно продумать механизм, чтобы качественная продукция не выбрасывалась, а, например, замораживалась. К тому же стоит заняться и качеством самих продуктов для школьного меню. По словам Сергея Масанского, они сегодня закупаются по конкурсу среди организаций-поставщиков. Естественно, побеждает тот, кто предложит самые низкие закупочные цены. А самые дешевые продукты качественными быть не могут. Профессор отмечает, что в России на рассмотрение депутатов вынесен законопроект, запрещающий данную процедуру.

Кстати, Министерство образования официально продлило эксперимент по организации школьного питания и расширило список школ-участников. Он продлевается по 31 мая 2023 г., а ряды его участников пополнили столичные начальные школы № 112 и № 29. Напомним, что цель эксперимента – изучить вкусовые пристрастия подрастающего поколения и рационально оптимизировать организацию школьного питания. Там, где проводится эксперимент, изменили меню и время приема пищи. Это позволит сделать еду более привлекательной для детей, уменьшить отходы  и тратить средства на питание более рационально.

Нет постов для отображения