В целях укрепления общественной безопасности и дисциплины Президентом Республики Беларусь 11 марта 2004 года была принята Директива №1

0
436

Документ охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека и направлен на снижение травматизма и гибели людей по причинам безответственности, равнодушия, снижения нравственных норм и пьянства.

«… Всем гражданам содействовать реализации положений настоящей Директивы, неукоснительно выполнять требования законодательства. Это необходимо для оздоровления общества, укрепления правопорядка, усиления могущества и авторитета нашей страны», — говорится в Директиве №1.

Ситуация на дорогах, в плане соблюдения Правил дорожного движения, также требовала дополнительных мер по ужесточению ответственности к нарушителям, уверовавшим в безнаказанность. Существовавшие в то время штрафные санкции были копеечными, что, несомненно, потворствовало процветанию правонарушений и преступлений среди участников дорожного движения. Проблема была остра и обсуждалась общественностью. Речь шла о необходимости повышения штрафных санкций и усиления в целом спроса с недобросовестных граждан. Меры были приняты. Размер штрафов в 2013 году увеличили ощутимо. Введена и такая мера наказания, как конфискация транспортного средства у водителей, для которых нетрезвое вождение стало чуть ли не нормой жизни.

Результат оправдал ожидания. В сводках по линии ОГАИ количество серьезных нарушений стало заметно снижаться. Хотя желающие поиграть с огнем все же находились, о чем впоследствии, конечно, сожалели.

Что же сегодня? Посмотрим статистику ОГАИ за семь месяцев 2015 года.

Изображение 1043

На территории Костюковичского района произошло 7 дорожно-транспортных происшествий, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года их количество увеличилось на 2. Погибло в ДТП 5 человек (+5). Ранено 6 человек. К административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения привлечено 2747 человек (+228). За управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения – 54 водителя (+6).

Нарушение правил обгона – 32 (+5). Управление транспортным средством без права управления – 106 (+9). За нарушение ПДД пешеходами и иными участниками дорожного движения – 420 (+152), нарушителей в состоянии алкогольного опьянения – 67 (+22).

 

Возникающий вопрос: «Почему их не становится меньше?» к риторическим не отнесешь. Казалось бы, на законодательном уровне наказание предусмотрено серьезное – чтобы прочувствовал нарушитель и впредь больше не совершал подобного. Что тогда? О том, что наказание существует, все осведомлены, но, выходит, потерявши страх и совесть, осознанно идут на риск, подвергая опасности и свою, и чужую жизни.

Ответы на эти вопросы мы с начальником ОГАИ Я. Я. Мазалевским искали вместе. Своими выводами, подкрепленными профессиональными наблюдениями, Ян Янисович поделился охотно:

 

– Бескультурье! Это причина многих ДТП. Посмотрите: когда водитель осуществляет выезд с парковки задним ходом, много ли его пропускают те, кто движется по дороге? Согласно Правилам дорожного движения, конечно, здесь нет нарушения. Но одно дело ПДД, другое – уважение. Когда водитель транспортного средства ставит себя на место выезжающего и понимает, что ему, осуществляя такой маневр, недостаточно хорошо виден обзор дороги, тот непременно ему уступит. Такое уважительное отношение практикуется в мегаполисах, где дорожное движение не сравнить с нашим.

Еще пример отсутствия культуры. Даже не столько водительской, сколько человеческой. Задерживаешь водителя, а он в нетрезвом состоянии. «Почему пьяный за рулем?»  «А я не думал своей головой». Наказываем. «А почему штраф такой большой?» «Таков кодекс». «Так я ж никого не сбил!» Такое понятие у людей. Мало кто размышляет и понимает суть требований закона. А попавшись сотруднику ГАИ, не соглашаются со своей виной, начинают оправдываться, изощряться, чтобы уйти от ответственности. И не думают они о том, что могут кого-то лишить жизни, что деньги из семейного бюджета пойдут на выплаты штрафа. Надеяться на то, что пронесет, на их пути «гаишник» не встретится, глупо и безответственно. Руководствоваться следует требованиями закона.

Отмечу, что большинство нарушителей из контингента людей малообразованных и живущих одним днем. Перепали деньги – случайным заработком повезло – купил машину за полгроша, тут же это приобретение надо отметить. Сел нетрезвый за руль – совершил ДТП. И не одно. Нередко такие горе-водители не имеют даже прав на управление транспортным средством.

 

Бескультурье, непонимание, неуважение… К списку эпитетов хочется добавить и свой вывод — «отсутствие должного воспитания в семье». Зри в корень! Корень – семья. Упущения в семейном воспитании или его отсутствие тоже причина существования нездоровых элементов в обществе, не готовых принимать законы, жить по правилам, выполнять требования. Разве переделаешь взрослого дядьку, севшего за руль автомобиля пьяным в который раз, если его родитель был хроническим алкоголиком и его образ жизни стал для него образцом для подражания? А своей головой он не думал ни тогда, ни сейчас. Научить было некому.

Тема нарушений Правил дорожного движения – всего лишь срез проблемы, существующей в каждой сфере нашей жизни, на которые распространяется действие Директивы № 1.

Мы хотим жить в безопасной стране. Так много ли для этого нужно? Всего-то – повышенное чувство ответственности за себя и за других и уважение к себе и к другим людям. А это совсем нисколько не стоит.

Ирина ПЕТРУСЕВИЧ.

Фото Людмилы СМОЛЯКОВОЙ.

На снимке: территория

Костюковичского РОВД, авто после ДТП.

Нет постов для отображения