В. Е. Сальников 25 лет работает учителем физической культуры и здоровья и допризывной подготовки юношей в Костюковичском районе (+ фото)

0
545

Владимир Евгеньевич Сальников двадцать пять лет работает учителем физической культуры и здоровья и допризывной подготовки юношей. Сначала работал в Каничской школе, и уже семь лет — в СШ № 2.20150129_123522

За это время он сумел найти ключик к каждому ребенку. Дети с огромным желанием идут к нему на урок. Уроки этого учителя отличаются творческим подходом, результативностью, многообразием форм организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

– Владимир Евгеньевич, вы работаете с детьми уже много лет. Наверное, можете сравнить, какими они были раньше, какими стали сейчас…
– Лет 10 назад компьютер был не в каждой семье, да и телефоны были стационарные. Детей было трудно с улицы загнать домой, усадить за уроки. Сейчас совсем другое дело: пришел из школы, включил компьютер и, кроме социальных сетей да компьютерных игр, подростка ничего не интересует. Появилось такое социальное понятие как гиподинамия. Дети стали малоподвижны: в работе только мышцы глаз да пальцев рук. Среди учащихся увеличилось количество заболеваний зрения, органов пищеварения, появились искривление позвоночника, нервные и психические заболевания. Поэтому главной задачей учителей физической культуры и здоровья стала необходимость, как можно шире вовлечь школьника в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу.
– Кстати, а с какими детьми легче работать – с большими или маленькими; которые успевают в учебе или наоборот?
– Я работаю в 3, 7, 10 и 11 классах. Со старшеклассниками, конечно же, работать значительно легче. Двигательные навыки у них уже сформированы. А среди малышей иногда открываешь такие таланты, что сам удивляешься. К тому же, они, как губка, впитывают в себя все, что им дает педагог. Однако и работать с малышами надо более ответственно. Они ведь схватывают все на лету: и хорошее, и плохое. Здесь учитель должен вести себя по ситуации.
Немаловажен в обучении и момент одаренности. Обычно хорошо получается что-то одно: или учеба, или спорт. Но в каждом правиле есть исключение: мой бывший ученик, ныне курсант кадетской школы Малюга Евгений – отличник и в учебе, и в спорте.
– Кто показывает лучшие спортивные результаты: мальчики или девочки?
– Здесь, конечно же, все зависит от вида спорта. В тех видах, где требуется физическая сила и выносливость, видна активная и результативная работа мальчишек. Там же, где необходима точность движений, пластичность и гибкость – приоритет девушек. Например, моя ученица Ковалева Виктория является неоднократным призером соревнований различного уровня по стрельбе из пневматического оружия. А команда девушек нашей школы на протяжении нескольких лет показывает высокие результаты в волейболе и баскетболе.
– А как сейчас дела с нормативами у школьников?
– Из года в год я отслеживаю рост физического развития своих учащихся, начиная с начальных классов и до выпуска их из школы. Для этого я использую изучение ответных реакций организма школьника на задаваемые учителем физические нагрузки путем пульсометрии. Применяя нормативы, домашнее задание по предмету, можно реально лавировать физической нагрузкой на школьника. Части учеников это дается легко, а некоторым требуется помощь учителя, причем нередко моральная и психологическая. Каждый ребенок талантлив, и задача педагога — помочь ему раскрыться в полной мере. Вот здесь и проявляется профессионализм учителя, а нормативы – это уже как результат работы.
– Бывает, что ученики подшучивают над «хилым» одноклассником?
– Я всегда пресекаю такие случаи, стараюсь, чтобы этого на моих уроках не происходило. А если и случается, тут же стараюсь создать на занятии ситуацию успеха, чтобы слабый учащийся смог выиграть или выполнить необходимое упражнение. И тогда перед одноклассниками он чувствует себя более комфортно.
– Как мне известно, в прошедшем учебном году в районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года» вы заняли первое место, а в области – шестое. В чем секрет вашего успеха в работе?
– Направленность учителя физической культуры на свою работу выражается в степени увлеченности ею. Она стала для меня смыслом жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет меня постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, то есть быть активным творческим работником. С другой стороны, ученики, если чувствуют, что занятия с ними являются для меня не тяжелой обязанностью, а удовольствием, отвечают взаимностью. А.С. Макаренко говорил, что воспитывать легко, если этому отдаешь всю жизнь.
– Сейчас футболу уделяется особое внимание, как говорится, учебе – время, футболу – час. Насколько важен этот вид спорта для детей?
– Футбол – это ситуационная игра, зачастую требующая от игрока принятия немедленного решения в максимально короткий срок. У юных футболистов формируется чувство коллективизма, ответственности и полной самоотдачи для достижения конкретной цели. Не только мальчики, но и девочки с удовольствием посещают занятия. Так, в прошлом году юные футболисты 3 – 5 классов в соревнованиях по футболу «Кубок нации «Данон»» стали лидерами, за что ассоциация «Белорусская Федерация Футбола» вручила нашей школе комплект футбольной формы.
– А вы сами занимаетесь физической культурой и спортом?
– Конечно. Чтобы научить учащегося, я должен быть всегда в форме, продемонстрировать правильность выполнения любого упражнения. С детства увлекаюсь хоккеем, с удовольствием занимаюсь с детьми этим видом спорта. И в подтверждение моих слов, 29 января 2015 года на нашей ледовой площадке проходили районные соревнования по хоккею «Золотая шайба – 2015», где обе возрастные группы моих мальчишек заняли почетное первое место. Затем достойно держали ледовый бой с командой учителей, причем с небольшим отрывом, но выиграли. Теперь они 5-7 февраля будут представлять наш район на зональных областных соревнованиях, которые будут проходить на нашей ледовой площадке. Приглашаю поболеть за наших юных хоккеистов.
– В вашей семье кто-то еще увлекается спортом?
– Старшая дочь Татьяна, обучаясь в Академии управления при Президенте Беларуси, играла в сборной Академии по волейболу. Сейчас она является активным болельщиком хоккейной команды «Динамо» (Минск). Младшая дочь Оксана учится в БГЭУ, отдает предпочтение шашкам, шахматам и аэробике.
– Чтобы вы пожелали своим воспитанникам в Год молодежи?
– Наступивший 2015 год объявлен Годом молодежи. Теперь самое время для конкретных дел, которые будут приносить пользу государству, вашим родителям, а значит и вам самим. Вы можете принимать участие в интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятиях, субботниках и самых различных молодежных проектах. Мы, взрослые, поддержим вас в любых хороших начинаниях.

 

В. Е. Сальников 25 лет работает учителем физической культуры и здоровья и допризывной подготовки юношей в Костюковичском районе (+ фото)

 

Ирина НЕКРЫЛОВА.
Фото Людмилы СМОЛЯКОВОЙ.

Нет постов для отображения