«Зеленые» технологии теперь и у нас: в городе открылась первая заправка для электромобилей. Расположилась она в удобной для водителей зоне – жилом микрорайоне по улице Комсомольской, около дома № 1.
Доступно для малых городов
Развитие сервиса по зарядке машин на батарейках – сейчас крайне актуальное направление. И хоть мировой тренд – электромобили – для наших Костюковичей все еще редкость, в городе открылась первая и пока единственная зарядная станция. Ее владелец – компания «Белтелеком», в 2022 году освоившая новое направление деятельности – развитие электрозарядной сети под брендом «Evika!».
На вопрос, зачем «Белтелекому» никак не связанные с телекоммуникациями зарядные станции, начальник Костюковичского узла электросвязи Григорий Браусов ответил:
– Наша компания поддерживает «зеленую» повестку и вдохновляет автолюбителей переходить на экологичный вид транспорта. Тренд на развитие электротранспорта уверенно набирает обороты по всему миру. И если пять-семь лет назад электромобили были недешевым удовольствием, то уже сейчас стоимость электромобилей и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания практически сравнялась. Соответственно, позволить себе приобрести электрокар сможет гораздо большее количество автолюбителей.
По словам Григория Михайловича, «Белтелеком» видит свою задачу в том, чтобы технологические новинки были доступны обитателям как крупных городов, так и небольших населенных пунктов, поэтому и создаются равные условия для всех жителей Беларуси.
А что насчет самой ЭЗС?
Электрозаправка неслучайно установлена в жилом микрорайоне – там, где люди планируют провести большую часть дня. Машина подзаряжается, пока человек отдыхает дома. Часто их устанавливают в спальных районах, около офисов и торговых центров.
Сама станция двухпостовая: одновременно заряжаться смогут два электромобиля или авто с гибридным двигателем. Оборудована двумя розетками Type 2 (Mode 3). Мощность одного поста – 22 кВт.
ЭЗС обеспечивает зарядку переменным током, то есть, чтобы пополнить энергию авто с минимального процента заряда батареи до ста процентов, понадобится от 4 до 8 часов.
Как говорит Григорий Браусов, «Белтелеком» неспроста выбрал именно такой тип технологий. Переменный ток куда более безопасен для батареи и обеспечивает долговременное использование. Конструкция этой ЭЗС максимально простая. Зарядка переменным током универсальная и подходит к большинству электромобилей.
А еще зарядная станция «Evika!» оснащена камерой видеонаблюдения, поэтому владельцам электромобилей можно не беспокоиться за сохранность и машины, и питающего оборудования.
Оплата – через приложение на мобильном телефоне
ЭЗС «Evika!» проста в использовании, и разобраться с ней смогут даже новички. Чтобы воспользоваться зарядкой, для начала необходимо установить на мобильный телефон бесплатное приложение «Evika!». Для удобства на корпусе станции есть QR-коды со ссылкой для доступа к приложению.
В приложении на карте находим электрозарядную станцию. Здесь всегда будет видно, свободна зарядка в данный момент или занята другим электрокаром. Кстати, если она не рядом, есть функция «проложить маршрут» – приложение переадресует пользователя в любой удобный навигатор. К приложению необходимо привязать банковскую карту любой платежной системы. Стоимость 1 кВт*ч энергии составит 40 копеек. В приложении можно узнать технические параметры сессии, следить за ходом зарядки, просмотреть историю, остановить зарядную сессию, забронировать зарядный коннектор и многое другое. Станция автоматически завершит работу, когда заряд батареи достигнет максимума. А если у пользователя возникнут технические проблемы с зарядной станцией или с «Evika!» – на связи круглосуточно служба поддержки. Обратиться к ней можно через приложение на вкладке «Профиль» – «Служба поддержки».
Машина с зелеными номерами
Пока мы с Григорием Михайловичем беседовали у новой заправки, на подзарядке стоял электрокар китайского происхождения с зеленым номером. С виду – ничего необычного. Но таких машин в Костюковичах единицы.
– Номер зеленого цвета означает, что машина «питается» электричеством, – пояснил Григорий Браусов.
Ее владельцем оказался Сергей Голуб:
– Машина новая, прошлого года выпуска. Она гибридная. Это удобно, когда нет рядом электрозаправки. Их, конечно, не так много, как АЗС, но прогресс очевиден: за последние годы количество значительно увеличилось. По-моему, сейчас их по стране около тысячи.
Своей машиной-электричкой Сергей доволен. Есть некоторые нюансы, но они вполне решаемы. Пока в городе не установили электрозаправку, заряжался дома.
– Полной «заправки» батареи хватает на 500 километров пути. Важно учитывать погодные условия: в морозные дни разряжается быстрее, – говорит водитель. – На сколько процентов заряжена батарея, все отображается на панели. Прям, как на айфоне.
Как уверяют ученые, за такими машинами будущее. Вместе с увеличением числа электромобилей в Беларуси, растет и развивается инфраструктура. И это радует.
К слову
По данным Костюковичского МРЭО ГАИ в районе зарегистрировано 10 электромобилей и авто с гибридным двигателем.
Фото автора