В Костюковичском районе пройдет профилактическая акция «Не оставляйте детей одних!»

0
431

С целью привлечения внимания к проблеме детской шалости с огнем и гибели детей на пожарах, снижения количества чрезвычайных ситуаций с участием детей и обеспечения их общей безопасности (дома, на улице, отдыхе, водоеме и др.), в период с 12 мая по 3 июня в Костюковичском районе пройдет профилактическая акция «Не оставляйте детей одних!».

В Республике Беларусь ежегодно регистрируется более полумиллиона случаев различных травм, из них пятую часть получают дети. В 2016 году 151 536 детей получили травмы различной степени тяжести, погибли 154 ребенка (из них на пожарах – 8 детей погибло и 8 травмировано).

В дополнение к смертельным случаям от неумышленных травм, огромное количество детей нуждаются в больничном уходе из-за полученных несмертельных травм. Многие из них остаются с какой-либо из форм инвалидности, часто с последствиями на всю жизнь.

Нужно сказать, что для каждого возраста характерны свои опасности и травмы. Например, в 80% случаев дети дошкольного возраста получают бытовые травмы. Если говорить в общем, то основные причины детского травматизма – ДТП, утопления, отравления, падения, пожары.

 

Несмотря на разнообразие причин и ситуаций, вызывающих детский травматизм, их можно пересчитать и предусмотреть. Таких стандартных ситуаций примерно полторы сотни. Например, дорожно-транспортную травму можно получить в 17 типовых ситуациях, с качелями связано 4 ситуации, с ожогами — 3 и т.д.

1. Травмы грудничков:

* Падение с высоты (со стола, невнимательность взрослых).

* Падение с медицинских весов (неудачная конструкция).

* «Три раза подбросили — два раза поймали», т.е. взрослому человеку не удалось поймать подброшенного вверх малыша.

* При подбрасывании малыша вверх, взрослый не рассчитал свою силу или высоту потолка, в результате — ребенок ударяется головой о потолок или люстру.

* Травма под колыбельную (обычно детей ударяют о косяк, мебель).

* Скандал в семье (размахивание руками, разбрасывание предметов).

* Ребенок в автомашине (при торможении).

* Ребенок в коляске (падение на лестнице, травма при входе в лифт, у стены здания падающим предметом, при переходе улицы, скрытые дождевой водой ямы на дорогах, падающим с балкона окурком, без присмотра питание в коляске (может подавиться пищей).

Практически все травмы грудничков — вина родителей.

 

Разнообразные ожоги, которые могут иметь любую этиологию – открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая вода из-под крана, раскаленные предметы, взрыв пороха, сведение в точку солнечных лучей.

Дети получают ожоги в 6 стандартных случаях:

* «Елочный» огонь возникает быстро из-за возгорания от открытого пламени свечи, тлеющего воскового огарка, замыкания электрогирлянды, некачественных бенгальских свечей.

* Горячая пища на столе должна быть недоступна ребенку.

* Эксперименты с открытым огнем (чаще страдают школьники — бензин в костер, курение возле канистры с бензином).

* Пиротехнические средства (петарды, факел-свеча, самодельные салюты; нарушение инструкции по использованию или технике безопасности).

* Боеприпасы времен ВОВ; оставленное без присмотра оружие (охотничье ружье, пистолет).

Ушибы, переломы, сотрясения головного мозга (самая распространенная):

* Падение с высоты (из окна ребенок выпадает сам, обычно из-за любопытства или его выбросили старшие дети; прыжки с большой высоты).

* Катание на лифте (держась за перекладину под кабиной лифта).

* Качели «тарзанка».

* Безудержная беготня на переменах и в подъездах (удар о батарею). Все батареи должны иметь деревянную решетчатую рубашку!

* Остекленные двери (должны иметь специальное толстое дверное остекленение).

* Сломанная или поврежденная ступенька (приводит к скольжению, в результате возможен даже перелом позвоночника).

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП). При ДТП хирурги-травматологи различают сочетанную, множественную и комбинированную травмы. Сочетанная травма — повреждение костей с полостными повреждениями (черепная, брюшная или грудная полости). При множественной — наблюдаются одноименные по характеру повреждения.

При комбинированном поражении: в основном дети попадают в ДТП в результате своего неожиданного появления на проезжей части из-за стоящей машины (например, ребенок обошел автобус сзади, по правилам, но был сбит машиной, идущей по встречной полосе).

Самые опасные из ДТП — рельсовые травмы, дети становятся инвалидами по опорно-двигательному аппарату.

Укусы животных.

«Кошачья царапина» опасна риккетсиозами (группа инфекционных заболеваний). Петух, как известно, бьет сильно и метко, может выбить глаз. Ребенок может испытать нападение крыс, удары козьих рогов, ожог медузы, наскоки со стороны домашних экзотических животных и в зоопарке. Ребенка обязательно приведут в травмпункт после нападения собак, змей, лисиц — очень боятся заражения, и не без оснований (от бешенства, например, вылечить невозможно).

Среди собак на 1-м месте по опасности стоят породистые ротвейлеры, на 2-м — бультерьеры и на 3-м — овчарки. Наиболее безобидны дворняги. Основная причина нападения собак состоит в том, что дети начинают играть с собакой без всяких предосторожностей — таскают ее за хвост, садятся на нее как на коня, лезут к ней в миску, когда животное ест, и собака отвечает агрессией.

В последнее время увеличилось число собак с больной психикой, часто привезенных из-за рубежа, где их обычно отбраковывают и продают очень дешево (для породистых собак), поэтому стали появляться случаи необъяснимой агрессии со стороны собак, от которой страдают и взрослые, и дети.

Редки, но очень опасны случаи укусов гадюк. Известно, что от укусов змей спасают высокие резиновые сапоги и привычка раздвигать кусты и траву палкой.

Попадание инородных тел в дыхательные пути:

* пищевые продукты (орехи, кости, семечки);

* бытовые предметы (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек).

Травматизм на воде.

Когда купаешь ребенка — не отходи, вот и вся профилактика. Ребенок возле воды без сопровождения взрослых даже умеющий плавать может утонуть из-за растерянности. Опять же по неопытности ребенок может быть унесен течением, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, попасть под корпус или винт идущего судна, провалиться в полынью, унесен на льдине, испытать переохлаждение тела, мышечные спазмы, солнечный удар.

Отравления ядами (например, марганцовкой — смертельно; уксусной эссенцией, соляной кислотой, тормозной жидкостью и другими жидкими ядовитыми веществами), которые по какой-то причине (халатность взрослых) были легкодоступны. Обычно страдают дошкольники. Почти все отравления дети получают дома. Здесь же нужно напомнить и про комнатные растения, многие из которых могут быть ядовитыми. Контакт с ними для ребенка может быть весьма опасным.

Среди подростков и старшеклассников – отравление алкоголем, наркотиками, парами бензина и другими химическими веществами (среди токсикоманов), а также лекарствами.

Чтобы избежать подобных ситуаций:

Смотрите вместе с ребенком мультфильмы!

Вот смотрите: вы например, смотрите со своим ребенком популярный, среди ребят, мультфильм «Щенячий патруль», где один из героев по имени Алекс попал в беду из-за своей неосторожности, а отважные щенки спасают его. Важно: разобрать детально ситуацию на примере полюбившихся ребенком героев. Озвучить основные ошибки Алекса, причины попадания его в опасную ситуацию и способы устранения ее.

Уважаемые родители, это всего лишь пример мультфильма. Вы же можете разобрать любую книгу, рассказ, мультфильм со своим ребенком и, исходя из прочитанного или увиденного, сформулировать правила безопасности для своего ребенка.

Предлагаем также посмотреть мультсериал МЧС «Волшебная книга»» (ввести запрос мультфильм «Волшебная книга» МЧС в интернет-поисковике).

После просмотра задайте ребенку несколько вопросов.

1. Тебе понравился мультфильм? Что нового ты узнал?

2. А кто из героев мультфильма тебе понравился? Почему?

3. Кто из героев нарушает правила безопасности? Что с ним произошло?

4. А кто из героев ведет себя правильно? Кто им помогает в этом?

5. Почему нельзя нарушать правила безопасности?

6. Что нужно знать, чтобы не попасть как волк в опасную ситуацию? А как бы поступил в такой ситуации ты?

В Костюковичском районе пройдет профилактическая акция «Не оставляйте детей одних!»

Читайте со своим ребенком:

Сказки, присказки, прибаутки – основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Вы замечали, что в сказках для самых маленьких трагичный финал? Это очередное напоминание Вам, родители, о том, что детей без присмотра оставлять нельзя («Колобок», «Семеро козлят»). Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А как ты думаешь, что нужно было сделать?» Но не осуждайте персонажи, а рассуждайте над их поведением: «Ай-ай-ай! Плохо сделал Колобок! Нельзя убегать из дома. Можно потеряться! Или лиса съест!». Осуждая поступок героя, Вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.

Рисуйте со своим ребенком:

Доказано, что дети воспринимают окружающий мир образами. Это значит, что все, о чем Вы говорите с ребенком, он должен видеть на картине. Поэтому у вас есть хорошая возможность поговорить с ним о правилах безопасности в доме. Нарисуйте с малышом план вашего жилья и красным цветом пометьте опасные зоны. Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторожным и что делать в случае опасности. Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения:

​ рисуйте с ребенком различные ситуации и проговаривайте все, что изображаете;

​ задайте ребенку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал;

​ сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС.

Играйте со своим ребенком:

Ведь игра – основной способ обучения детей. Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Введите в вашу игротеку новую игру «Спасатели спешат на помощь!». Обязательно расскажите ребенку о работе спасателей, в каких случаях может понадобиться их помощь (пожар, обвал, утопление и т.п.), и как правильно вызвать:

​ набрать номер 101 или 112;

​ сообщить свой адрес;

​ рассказать, что случилось;

​ назвать своё имя, фамилию и телефон.

Сыграйте роль диспетчера, пусть ребенок звонит и вызывает спасателей. А потом поменяйтесь ролями. Благодаря игре он усвоит необходимые знания:

Главное, что должен знать ребенок во время пожара:

​ НЕ ПАНИКОВАТЬ!!!

​ не прятаться;

​ убегать из дома на улицу;

​ звать на помощь взрослых;

​ вызывать спасателей по телефону 101 или 112.

Сделайте вместе с малышом «напоминалку», на которой будут написаны номера экстренных служб и ближайших родственников. Поместите ее около домашнего телефона.

Давайте вместе с вами рассмотрим детские игры по безопасности, а в некоторые даже попробуем поиграть. Тогда вы запросто сможете поиграть с вашими детьми в них дома. Главное – это ваше понимание важности каждого момента обучения вашего ребенка безопасному поведению и разумной осторожности. Итак, давайте рассмотрим первую игру:

«Что делать, если дома пожар»

Вы можете повторить и проиграть со своим ребенком необходимые действия и выработать определенный алгоритм действий. Также в рамках этой игры можно нарисовать с ребенком на листке бумаги «План эвакуации» из квартиры.

«Безопасные ситуации»

В этой игре вы можете придумывать различные ситуации, а задача ребенка заключается в том, чтобы рассказать, как он будет действовать в той или иной ситуации. Что ему можно? А что нельзя?

«Опасно-Безопасно»

Перед ребенком карточка с нарисованными на ней предметами. Родители называют предмет и спрашивают, опасно ли с ними играть или нет. Если безопасно, то ребенок закрывает предмет желтым (зеленым) кружком. Если опасно – черным (красным). При этом ребенок должен объяснить, почему опасно играть с тем или иным предметом.

«Опасные ситуации»

В этой игре вы, уважаемые родители, можете разобрать и рассказать о различных опасных ситуациях (используя книжку МЧС «Приключения Даши в стране опасностей»).

— выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения;

— возле телефона на листе бумаги напишите номера экстренных служб, и объясните ребенку при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.

Дорогие родители, проверить знания своего ребенка вы также можете прямо на сайте 112.by, предложив ему пройти тест на знание правил безопасности и, в случае положительного результата, получить грамоту «Гений безопасности»!

Фантазируйте, придумывайте новые игры, тогда время, проведенное вместе с ним, будет не только занимательным, но и познавательным.

Уважаемые родители, помните: все «уроки безопасности» должны проходить неназойливо, а в игровой форме. Потому что играть для детей — также естественно, как ходить и дышать, ведь когда вы играете, любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.

Еще один совет от психологов: слово «нельзя» употребляйте как можно реже. Ведь о коварстве «нельзя» многие родители уже знают. С «нет» и «не…» дело обстоит еще хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!

Любой запрет наша психика встречает в штыки. И, чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу – не буду».

Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать еще труднее (хотя бы потому, что они — народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребенок услышать нас не готов. Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее…».

Используйте «заменители», например «опасно». Лучше скажите ребенку: «Будь осторожен! Включать плиту самому опасно! Ты можешь обжечь руку. Давай я тебе помогу». И вообще, используйте замечательное слово «можно», для того, чтобы переключить внимание вашего малыша. Например: «Включать электрочайник самому – нельзя, но можно сделать это, если рядом папа». Учите ребенка пользоваться электроприборами, плитой, но пошагово и под присмотром. Это касается любой ситуации. Лучше использовать чаще слово «можно», для того, чтобы сменить фокус внимания вашего ребенка.

И еще, уважаемые родители, где и как ребенок проводит свой досуг, с кем он дружит, какими играми увлекается – эти вопросы должны быть предметом постоянного вашего внимания. Воспитание иммунитета личной безопасности у ребенка должно идти с чувством меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно.

Нет постов для отображения