С 24 января 2016 года в Республике Беларусь вступил в силу новый Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».
В своем выступлении я остановлюсь на некоторых нововведениях Закона.
Закон содержит основания отказа в назначении на должности руководящих работников, приеме на государственную службу, лиц, совершивших преступления, а также уволенных по дискредитирующим основаниям.
Запрещается принимать на государственную службу лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом служебных полномочий. Данный запрет не зависит от факта погашения судимости, т.е. имеет бессрочный характер.
Назначение же лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в организации государственной и частной формы собственности в течение пяти лет после увольнения возможно только при условии согласования назначения с председателем исполнительного комитета на территории которого находится организация.
Основания, по которым увольнение работника признается дискредитирующими обстоятельствами, закреплены в Декрете Президента Республики Беларусь N 5 от 15 декабря 2014 г.
В частности к ним относятся:
6.15. нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;
6.16. несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой;
6.19. совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;
6.22. непредставление государственным служащим декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений и другие.
Законом предусмотрены ограничения для государственных должностных лиц, в частности:
-заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;
быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без указанного согласования совершение таких сделок иным должностным лицам;
принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;
Закон предусматривает ограничение права совершивших преступления должностных лиц на пенсионное обеспечение.
Впервые в национальное законодательство вводятся нормы, позволяющие изъять стоимость имущества и расходов должностного лица, явно превышающую доходы, полученные из законных источников.
В новой редакции изложена норма (абз.З ч.1 ст.43 Закона), предусматривающая обязанность руководителей государственных органов, принимать меры, направленные на борьбу с коррупцией.
Руководители государственных органов и иных организаций, не выполнившие или не в полной мере выполнившие требования Закона направленные на борьбу с коррупцией, а также не предоставившие информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Кроме того (Статья 23) Законом предусмотрены дополнительные основания привлечения руководителей государственных органов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности.
Так, нарушение порядка приема лиц на государственную службу, выдача характеристик на работников, содержащих заведомо недостоверную информацию, являются грубым нарушением служебных (трудовых) обязанностей и влекут за собой привлечение руководителя к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.
Законом сужается круг лиц, которым запрещено работать по совместительству в других организациях.
Данная норма распространяется лишь на государственных служащих, военнослужащих и должностных лиц военизированных организаций, а также на некоторые категории руководителей организаций.
Совместным Постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, КГК, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, МВД, КГБ и Следственного комитета Республики Беларусь от 27.12.2013 №43/9/95/571/57/274 Установлен ПЕРЕЧЕНЬ коррупционных преступлений, так к ним относятся:
- Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)) — уголовное наказание за данное преступление предусмотрено от штрафа до 12 лет лишения свободы, с конфискацией имущества.
- Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (часть 2 и часть 3 статьи 235 УК). Наказание от штрафа до 10 лет л/св с конфискацией имущества.
- Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 2 и часть 3 статьи 424 УК). Наказание от 2 до 10 лет л/св с конфискацией имущества.
- Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 2 и часть 3 статьи 425 УК). Наказание от штрафа до 7 лет л/св с конфискацией имущества.
- Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 2 и часть 3 статьи 426 УК), Наказание от штрафа до 10 лет л/св с конфискацией имущества.
- Незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК). Наказание от штрафа до 5 лет л/св.
- Получение взятки (статья 430 УК). Наказание от ограничения свободы сроком на 3 года, до 15 лет л/св с конфискацией имущества.
- Дача взятки (статья 431 УК). Наказание от штрафа до 10 лет л/св с конфискацией имущества.
- Посредничество во взяточничестве (статья 432 УК). Наказание от штрафа до 7 лет л/св.
- Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 455 УК-воинские преступления). Наказание от ограничения по военной службе до 2 лет, до 12 лет л/св. с конфискацией имущества.
Административная ответственность за правонарушения с коррупционной окраской предусмотрена рядом статей КоАП. Например, статьей 11.16. предусмотрена ответственность за нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг)
К аналогичным составам относятся также статьи:
11.77. Нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.
21.17. Нарушение порядка проведения подрядных торгов на строительство объектов влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин
Статья 23.83. Нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов.
По результатам надзорных мероприятий в 2015 году за нарушение законодательства о закупках товаров (работ, услуг) по требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечены 99 лиц, к административной — 12.
Не теряет своей актуальности и проблема приписок. В 2015 году выявлено более 60 преступлений, предусмотренных ст. 427 УК Республики Беларусь (служебный подлог), в 2014 — 69. Несмотря на то, что преступления такого рода не относятся к категории коррупционных, однако они являются предпосылкой для совершения должностными лицами других более тяжких преступлений, в том числе — коррупционных.
Например, в прошедшем году возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ч.З ст.426 УК (превышение власти или служебных полномочий) в отношении первых заместителей председателей — начальников управлений сельского хозяйства и продовольствия Бобруйского и Кричевского райисполкомов, которые давали незаконные указания руководителям сельскохозяйственных организаций районов о внесении заведомо ложных сведений в государственную статистическую отчетность о работе сельскохозяйственных организаций, содержащих завышенные показатели^ работе.
В заключение хочу подчеркнуть, что эффективное противодействие коррупции невозможно без совместных усилий всех государственных органов и граждан.
Практические мероприятия должны быть направлены не только на привлечение виновных должностных лиц к уголовной ответственности, но и в первую очередь на осуществление профилактических мероприятий, формирование в обществе атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупции.