Житель и староста деревни Студенец Владимир Яковлев собрал этнические предметы быта и устроил во дворе своего дома настоящий музей.
Хозяйский подход
Малая родина Владимира Петровича – Студенец. Он всегда любил свою деревню и после смерти родителей с удовольствием переехал в родительский дом, стал налаживать свой быт.
Активный деревенский житель не боится никакой работы. Он держит хозяйство, своими руками мастерит агрегаты для облегчения ручного труда, сажает огород да еще и помогает людям в уборке урожая и в решение других житейский вопросов, как староста деревни.
Заглянув к Владимиру Петровичу в гости, невольно начинаешь всему умиляться.
– Это вы цветы сажаете? И арбузы выращиваете? Сами смастерили мельницу для зерна? И беседку построили? – не могла сдержать я удивления, зная, что он проживает один, так сказать, обходится без женской руки.
Владимир Петрович хоть и холостяк, но порядок уважает. Везде чисто, уютно, по-хозяйски. И даже птицы у него поселились: во дворе ласточки гнездо свили, а около огорода – аисты.
На 15 сотках земли сельчанин выращивает зерновые, картошку, помидоры в теплице. Есть у него и пчелиные улья, а значит, медом он обеспечен.
На территории огорода аккуратно разместились банька, скамеечки, беседка, которую Владимир Петрович украсил цветами, пластинками и транзисторами.
– Хорошо здесь у вас! – говорю я хозяину, а он продолжает экскурсию по своим владениям.
По-настоящему душевная атмосфера располагает на душевные разговоры.
– С женой я давно разошелся, но у нас осталась дочка Наташа. Хоть она уже и взрослая, я до сих пор называю ее Рыжиком, – с улыбкой говорит о своей единственной дочери Владимир Петрович и с гордостью показывает ее фото на телефоне. – Наташа сейчас живет в Китае, вышла замуж за китайца и недавно родила сына. Мы с ней поддерживаем связь, она очень мне дорога.
Любовь к родному
Искусством, культурой, бытом своих земляков Владимир Яковлев заинтересовался давно и стал собирать этнографические предметы быта. А когда появилась небольшая коллекция, интерес только усилился.
К сожалению, на смену аутентичной культуре пришла массовая. Многие уникальные образцы белорусской деревенской культуры и быта оказались никому не нужными. Ткацкие станки, тканые половики, керамические горшки…
– Всякий раз, бывая в деревнях, интересуюсь у местных, сохранились ли у них старинные вещи, – рассказывает Владимир Петрович. – Многие с радостью и бесплатно отдают все, что без надобности лежит на чердаках и в чуланах. Кому-то приходится заплатить, но чисто символически.
Любитель старинных вещей ищет что-то интересное в оставленных домах, просит у знакомых. Его фонд вырос настолько, что уже не вмещается на одной огромной стенке сарая. Пришлось развешивать везде, где только можно. И все равно Владимир Петрович продолжает сносить старый крестьянский скарб со всей округи. Коллекция за это время собралась такая, что и туристам показать не стыдно. Но о таком музее под открытым небом никто не знает.
Бесценные экспонаты
Стены дома и сарая – будто музейные стенды. Висят топоры, ухваты для чугунков, старинные замки, монеты, керосиновые лампы, рыболовные принадлежности, утюги… Чего здесь только нет!
– А вот это приспособление служило в качестве наказания за непослушание, – Владимир Петрович достает железные оковы. – А вот здесь у меня висит лампа 1917 года. Я ее немножко отреставрировал и покрасил.
Многие предметы быта Яковлев перекрасил в яркие жизнерадостные цвета. В сиреневый – жернова, в оранжевый – ступу, а в желтый – хомут.
– Все начинается с любви к малой родине, с уважения к предкам, – уверен наш герой. – Человек без корней – перекати-поле.
И с этим не поспоришь. Марк Шагал вряд ли создал бы свои шедевры, связанные с Витебском, если бы не любовь к малой родине. Очень важно, чтобы люди не были Иванами, не помнящими родства, а знали, кто они и откуда. И гордились этим.