15-16 ноября на базе УО «Костюковичская районная государственная гимназия» проходил республиканский семинар-практикум на тему «Организация инновационной деятельности учреждений образования в интересах устойчивого развития региона». Участие в нем принимали педагогические работники учреждений общего среднего образования республики, реализующие инновационные проекты в интересах устойчивого развития региона, методисты УО «Могилевский государственный институт развития образования» (УО «МГОИРО»), научные консультанты учреждений образования — инновационных площадок.
Семинар-практикум проводился с целью определения управленческих механизмов организации инновационной деятельности школ в интересах устойчивого развития региона.
Участников семинара приветствовали начальник отдела педагогических инноваций и передового педагогического опыта УО «МГОИРО» Е. В. Потемкина и заместитель председателя райисполкома Н. М. Платонов. В своем выступлении Николай Михайлович провел краткий экскурс в историю района и города.
О сотрудничестве со школьным лесничеством в области экологического воспитания подрастающего поколения рассказала заместитель директора по идеологической работе ГЛХУ «Костюковичский лесхоз» А. Н. Сазоненко.
С докладом по теме «Деятельность учреждения образования в интересах устойчивого развития региона как условие развития инновационной образовательной практики» выступила доцент кафедры управления в сфере образования ГУО «Академия последипломного образования» С. Б. Савелова:
— Устойчивое развитие – это важнейшая характеристика современности и требование развития образовательной практики. Устойчивое развитие невозможно без инноваций. Основа любой инновации – идея, которую мы хотим претворить, а не технологии, которые уже существуют. Идея же базируется на рациональном использовании человеческих ресурсов. Этот критерий заложен в основу инновационной деятельности Костюковичской районной государственной гимназии. Поэтому гимназия своими действиями сможет способствовать развитию региона. Именно образование является ведущим механизмом реализации идей устойчивого развития.
С механизмами реализации идей образования в интересах устойчивого развития в образовательном процессе гимназии участники семинара-практикума ознакомились во время выставки-презентации опыта организации учебной и инновационной деятельности участников гимназического сообщества в интересах устойчивого развития Костюковичского региона. Был представлен целый ряд действующих проектов, среди которых проект «Гимназический олимп», гимназический пресс-центр «Шанс», «Народные традиции», экологический кукольный театр, проект «Мы делаем цирк», «Боровец». Во время презентации демонстрировалась деятельность гимназистов в данных направлениях, шла речь о целях и достигаемых результатах, эффективности работы проектов. Отмечена роль социального партнерства в реализации детских инициатив.
Проектную деятельность как способ реализации детских инициатив представила учитель географии РГГ Е. В. Самойлова. В частности, шла речь о реализации экологического проекта «Боровец».
Опытом работы клубов как формы организации учебной деятельности гимназистов поделилась учитель русского языка и литературы Н. Г. Мотянко. В клубах «Здоровье», «Молодой политик» и «Проба пера» ребята успешно реализуют свой потенциал в данных направлениях. Занятия в клубах организуется на принципах ученического самоуправления, проходят в соответствии с личностно–ориентированным подходом, строятся на коммуникативно-деятельностной основе, что предоставляет учащимся творческую самостоятельность.
О роли гимназического самоуправления в выявлении и разрешении проблем устойчивого развития региона рассказала учитель русского языка и литературы А. А. Фролова. Удачно реализуются инициативы гимназистов в проектах «Семь шагов к здоровью и процветанию» и «День самоуправления».
Заместитель директора гимназии Н. В. Питунова на примере работы проблемной группы «Инновация» поделилась опытом научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов гимназии.
В своем докладе «Организация учебной деятельности участников гимназического сообщества – ведущий метод внедрения идей устойчивого развития в образовательное пространство региона»
директор гимназии А. И. Максимова подвела итог презентации опыта работы гимназии по внедрению модели устойчивого развития в систему работы педагогического коллектива и отметила, что организация инновационной деятельности требует от управленческой команды гимназии и всего педагогического коллектива выполнения новых функций. Инновационная деятельность становится возможной при разработке участниками гимназического сообщества
-совместной программы деятельности, построенной на деятельностном подходе,
-определении оснований жизнедеятельности своего сообщества,
— формировании своей позиции, осознания и принятия на себя ответственности за свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье своих детей и близких.
О системе экологического воспитания дошкольного образования говорила заведующая я\с №4 № «Солнышко» О. М. Максимкова, которая также отметила важность социального партнерства между дошкольным учреждением и гимназией.
Как претворяется в жизнь интеграция идей устойчивого развития в содержание учебного предмета, рассказала учитель русского языка и литературы ГУО «Гимназия №19 г. Минск» Л. И. Ковалева.
В завершение первого дня работы семинара состоялась дискуссия на тему «Условия, требования и проблемы организации инновационной деятельности учреждения образования как фактора устойчивого развития».
Не менее насыщенной была работа участников республиканского семинара-практикума во второй день. Так, в рамках изучения механизмов организации инновационной деятельности учреждений образования в интересах устойчивого развития региона были рассмотрены такие вопросы, как «Индикаторы эффективной организации инновационной деятельности школы в интересах устойчивого развития региона», «Сетевое взаимодействие участников школьного сообщества как механизм организации инновационной деятельности учреждения образования в интересах устойчивого развития региона».
Прошел тематический практикум «Управленческие механизмы организации инновационной деятельности в интересах устойчивого развития региона», во время которого директор УО «Костюковичская районная гимназия» А. И. Максимова рассказала о механизмах управления инновационными процессами в гимназии.
Опытом работы в данном направлении поделились представители других учреждений образования, таких как ГУО «СШ №16 г. Орша», ГУО «Гимназия №19 г. Минск», ГУО «СШ №28 г. Могилев», ГУО «СШ №35 г. Могилев», ГУО «Гимназия г. Кричев», представители школ Мстиславского региона.
Учитель иностранного языка УО «Костюковичская районная государственная гимназия» И. С. Лукашенко представила опыт международного сотрудничества как условия повышения эффективности инновационного проекта. Во время выступления был организован телемост Костюковичи-Дитценбах, в ходе которого участники семинара-практикума пообщались с председателем благотворительной организации «Круг друзей Костюковичи-Дитценбах» Дёрте Зидентопф.
В ходе мероприятия работали проблемные лаборатории: интернет-проект «Учебная лаборатория»: замысел организации деятельности, структуры управления инновационной деятельностью в школе, организация сетевого взаимодействия участников школьного сообщества, интернет-коммуникация партнерской сети, ресурсы стимулирования и поддержки участников школьного сообщества, проблемы организации инициативной деятельности участников школьного сообщества.
В тему
Инновационная площадка – учреждение образования, на базе которого осуществляется внедрение апробированных в ходе эксперимента или описанных в научной литературе результатов научных исследований, моделей управления и образовательных технологий.
Инновационная деятельность – деятельность по освоению и внедрению результатов научных и научно-педагогических исследований в образовательный процесс.
Ирина ПЕТРУСЕВИЧ.