Телефонный звонок в редакцию и рассказ о том, что в деревне Камень проживает обладатель старенького патефона – свидетеля военных дней, позвал нас в дорогу. Всего десять километров – и мы на месте. Иван Иванович приглашает войти в дом и спешит в соседнюю комнату. Через минуту на столе появляется большой черный ящик: несколько ловких движений рукояткой и зазвучала музыка вальса. Патефон Ивана Ивановича еще в хорошем рабочем состоянии, несмотря на давность лет его выпуска…
— Мне было всего восемь лет, когда я впервые увидел этот патефон, — начал свой рассказ Иван Иванович. – В нашу деревню его привезли разведчики.
Осенью 1943 года в деревне Волынеж (в то время наш герой и вся его большая семья жили здесь) происходили военные действия. Партизаны под предводительством Семена Лобанова под покровом ночи явились в Волынеж, чтобы сжечь мост. Цель поджога очевидна – не допустить, чтобы техника врага переправилась через реку. И когда немецкие танки подъехали ближе, не оказалось другого варианта, как развернуться и идти в объезд, миновав эту деревню.
— На следующий день после произошедшего к нам пожаловали разведчики, — вспоминает И. И. Зайцев. – Женщины встречали их гостеприимно, накрывая стол, что было в доме. Несколько человек остановились у моей бабушки Анисьи. С ними и оказался вот этот коломенский патефон.
Разведчики включали его по вечерам, и тогда в доме Анисьи Романовой собиралась чуть ли не вся деревня. Легкий шорох и шипение патефона при проигрывании не то что не мешали, а наоборот, создавали особую теплую атмосферу дружеской компании. Он по-настоящему сближал слушающих, становился целым миром, вмещавшим в себя все то, о чем мечтали.
— Чтобы услышать музыку, надо было немного поколдовать над аппаратом, — Иван Иванович берется за ручку и показывает, как это делали в тот самый 1943 год советские солдаты. – Каждые пять минут они заводили пружину вот этой рукояткой. Причем, пружину подкручивали до конца очень осторожно, чтобы не пережать. А то могла лопнуть.
И когда разведчики засобирались уезжать, решили оставить патефон бабушке. Они просили сохранить его в целости, пообещав после окончания войны обязательно за ним вернуться. Вместе с аппаратом осталась и единственная пластинка с нацарапанной надписью «Вал. Тоска». Пластинка тоже сохранилась по сегодняшний день. Все в прекрасном рабочем состоянии.
Обещание свое разведчики не выполнили. Всю жизнь бабушка Анисья бережно хранила патефон, надеялась, что они приедут и заберут его. Но так и не дождалась. Отец Ивана Ивановича забрал инструмент себе. Он так же, как и бабушка Анисья, долгое время ждал тех разведчиков. Но когда за ним спустя много лет так никто и не приехал, решил однажды разобрать его на чемодан: вроде как удобный ящик для хранения бумаг получится. Но Иван Иванович не позволил испортить музыкальный инструмент.
— Вы знаете, может быть это звучит наивно, но я всегда надеялся на возвращение тех солдат, — говорит Иван Иванович. – Все думал, а вдруг, действительно, вспомнят и захотят забрать патефон. Но ведь столько лет прошло. Их, наверное, в живых уж нет. И я, посоветовавшись со своей супругой Татьяной Сидоровной, принял решение – «поселить» его в музее. Там ему самое место.
Сделать из этого старенького аппарата настоящую семейную реликвию, которая передавалась бы из поколения в поколение, Иван Иванович не пожелал. Говорит, нынешнее поколение не настолько ценит старину, как его деды и прадеды, поэтому, скорее всего, пропадет этот патефон. Пусть лучше хранится в музее. Забрать инструмент, чтобы передать его в музей, приехали руководитель клубного объединения «Вершина» (районный центр туризма и экскурсий) С. И. Камышева и юные исследователи-краеведы. Они благодарили И. И. Зайцева за этот щедрый подарок и возможность всем жителям нашего района лично увидеть «очевидца» военных лет.
Ольга КРИВОШЕЕВА.
Фото автора.
Это интересно
Патефоны в СССР выпускались многими заводами, в том числе и в Коломне. Здесь патефонный завод был основан в цехах шелкокрутильной фабрики итальянского фабриканта Карла Ангилери в 1931 году. Через три года, в канун 1 мая, собрали первые 10 коломенских патефонов. К концу того же года было изготовлено уже 242, а в 1936 году – около 150 тысяч.
Коломенские патефоны приобрели всесоюзную известность. Однако в 1941 году завод был эвакуирован. Здесь стали выпускать мины и минные взрыватели, позже стали делать веретена для текстильной промышленности. Производство веретен со временем стало основным, и с 1946 года патефонный завод был переименован в Завод текстильного машиностроения.