В наше время модно ругать все, что связано с двадцатым веком, с Советским Союзом, советской атрибутикой и терминологией. Часто можно услышать: нужны ли были октябрята, пионеры и комсомольцы? Хорошо ли это было или плохо, но это было в нашей жизни, в жизни наших родителей, дедушек и бабушек. Изменилось отношение современных людей к правилам и обычаям прошлого, но память остается. Остается память и о комсомольском движении.
Комсомольское движение — яркая страница истории. Через школу комсомола прошли миллионы молодых людей Советского Союза. В течение многих лет комсомольский значок был атрибутом активной жизненной позиции и предметом гордости. Комсомольцы всегда были в центре наиболее значимых событий в истории страны и народа:
Детям своим расскажем,
Как мы по жизни шли,
Что мы создать сумели,
Что мы сберечь смогли.
Память тех дней
не остынет,
Прожита жизнь не зря.
Я говорю и ныне:
«Комсомольская
юность моя».
Я часто просматриваю семейные альбомы. Мое внимание привлекли несколько пожелтевших от времени снимков, на которых запечатлена моя бабушка с одноклассниками и студентами – нестареющими комсомольцами 70-х-80-х годов. Они и сейчас встречаются, по-доброму вспоминают юность и комсомольскую жизнь. Вспоминают то, что осталось где-то глубоко в душе и сердце:
Это гордость моя и надежда моя,
Это юность моя – комсомол.
Я думаю, что запоминающийся период в жизни каждого человека – юность, молодость, период безграничного веселья, интересных приключений. Когда я смотрю на фотографию, которой 43 года, где моя бабушка, 14-летняя школьница, только что вступила в комсомол, то думаю: юность не меняется.
Мне захотелось узнать о юности бабушки, о том, какой она была школьницей, комсомолкой, студенткой.
Моя бабушка Герасичкина Раиса Петровна прошла путь, который был характерен для школьников семидесятых годов. Ее поколение выросло в обстановке горна и барабана, пионерских и комсомольских клятв. Училась она в средней школе №1 г.Костюковичи.
Я слушаю бабушкины воспоминания об этом незабываемом времени. Как принимали ее в первом классе в октябрята, бабушка не помнит. Но зато хорошо помнит прием в пионеры в четвертом классе и прием в комсомол в восьмом. К приему в пионеры готовились ученики долго, почти весь четвертый класс. 22 апреля, в День рождения В. Ленина, два четвертых класса выстроились в спортивном зале школы на торжественную линейку. Звучала музыка, все были радостно-счастливыми (особенно бабушка), когда на груди заалел пионерский галстук, повязанный старшей пионервожатой. Бабушка вспоминала, что была председателем совета отряда. А когда стала председателем совета дружины, то мечтала о том, чтобы быстрее исполнилось 14 лет. Так хотелось вступить в комсомол.
Благодаря бабушке слово «комсомол» для меня не стало далеким.
Быть принятым в комсомольскую организацию было почетно. Для этого нужно было хорошо учиться, быть активным в общественной жизни класса и школы, знать Устав комсомола, добросовестно выполнять обязанности, записанные в Уставе, интересоваться всем, что происходит в стране и во всем мире. Прием в комсомол проходил в райкоме (он находился на улице Ленинской в здании райкома партии) торжественно. Все было серьезно, все очень волновались. Казалось, что шел настоящий экзамен.
С этого времени комсомол для бабушки стал светлой частью ее биографии. Всевозможные праздники, школьные вечера, дискотеки, встречи с интересными людьми, выпуски стенгазет, комсомольские собрания, субботники, помощь ветеранам Великой Отечественной войны, сборы металлолома и макулатуры, работа в лагере труда и отдыха, помощь колхозам в сельскохозяйственных работах и многое другое. Это время перемен, время поисков и решений. Комсомольский билет и комсомольский значок ко многому обязывали. Об этом бабушка вспоминает и рассказывает.
Комсомол воспитывал у нее стремление хорошо учиться, дорожить дружбой, быть честной. Бабушка умела увлечь окружающих полезными делами и новыми идеями. Ее избрали секретарем комсомольской организации класса, затем школы, а в десятом классе — членом бюро райкома комсомола. Один из девизов комсомольцев гласил: «Если тебе комсомолец имя, имя крепи делами своими». Комсомол был настоящей школой. Комсомольское слово не расходилось с делом.
Может быть, это и повлияло на выбор профессии бабушки. Окончив школу с золотой медалью, она, не раздумывая, поступила в Минский государственный пединститут. Бабушка вспоминает, что медаль помогла ей при поступлении: сдав один экзамен на «пять», она стала студенткой вуза. Годы учебы в вузе были интересными и запоминающимися: это и выезд студентов-комсомольцев «на картошку» в Копыльский район, и выступления агитбригад, и работа летом в пионерском лагере в Червенском районе, и фольклорная экспедиция в Слуцк, и практика в минских школах, и помощь в учебе вьетнамским, кубинским, литовским студентам.
Волею судьбы бабушке пришлось вернуться на малую родину — в город Костюковичи, здесь она стала работать в школе. Но комсомольская юность на этом не закончилась. Это был родной город, родные ребята-комсомольцы. Жизнь опять закипела.
Тридцать пять лет бабушка проработала в школе. Она любит свою профессию и всегда радуется успехам своих учеников. Ей скоро 60, но она говорит, что ей кажется, будто ее комсомольская юность была вчера.
Выслушав воспоминания, я понял, что благодаря комсомольской юности моя бабушка и сейчас продолжает заряжать людей своей активностью, а лично для меня она тот человек, которым я могу гордиться. Она учит меня мыслить, учит учиться.
Я знаю, что мои родители были комсомольцами. Я думаю, что мне есть чему поучиться и даже, может быть, позавидовать молодежи прошлых лет.
Я сейчас учусь в гимназии, стремлюсь быть образованным и культурным человеком. Я тоже комсомолец, член большой и дружной команды Белорусского республиканского союза молодежи. Я горжусь этим, потому что ощущаю себя частью нашей Родины, частью Республики Беларусь.
Никита БЕЛЯНИНОВ,
учащийся 10 класса
УО «Костюковичская районная
государственная гимназия».