Дошкольник-исследователь. Костюковчанам-родителям на заметку (+ фото)

0
646

Ребенок дошкольного возраста от рождения маленький «почемучка» и исследователь. Исследовательская, поисковая активность – его естественное состояние, он настроен на познание мира и хочет его изучить. Задача взрослых – помочь ему самостоятельно научиться познавать окружающий мир.DSCF5122

Одним из эффективных методов, способствующих развитию познавательных навыков, считается методика исследовательского обучения.
Исследовательское обучение – путь к познанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Возникновение у ребенка-дошкольника устойчивой исследовательской активности является одним из важных условий его дальнейшего творческого развития, успешного обучения в школе. Методика исследовательского обучения ориентирует весь образовательный процесс на ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности, затрагивает эмоциональную сферу, усиливает мотивацию, развивает индивидуальную ответственность, учит партнерству и взаимодействию не только со сверстниками, но и с педагогами и родителями.IMG_5645

Занятия в дошкольном учреждении с использованием методики исследования проходят в два этапа.
На первом этапе определяется тема исследования, и педагог знакомит воспитанников с методами исследования, с различными способами получения информации. Занятия организуются по определенному алгоритму, независимо от выбранной темы:
— воспитанники воспроизводят все то, что им известно по теме исследования;
— дети задают вопросы по теме и определяют, что они хотят еще узнать;
— получают новую информацию от педагога, на основе книг, энциклопедий, иллюстраций;
— воспитанники проводят наблюдения, опыты и эксперименты;
— получают новую информацию из телевизионных передач, Интернет-ресурсов не только в учреждении дошкольного образования, но и в домашних условиях;
— всю полученную информацию воспитанники фиксируют схематически на листах исследователя, анализируют, обобщают и делают выводы.DSCF5124
Итогом исследования становится сообщение воспитанников, которое они представляют как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности.

На втором этапе работы проходят самостоятельные исследования дошкольников. Выбрав тему, они работают самостоятельно, изучают все, что связано с темой исследования. Задача дошкольников – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. Для проведения самостоятельных исследований определяется срок, обычно одна неделя. В процессе исследований, на этом этапе, дошкольникам необходима помощь родителей. Они должны помочь детям собрать как можно больше информации об исследуемом объекте, читая литературу, беседуя с ребенком, используя Интернет, познавательные телепередачи. Активное участие родителей и других членов семьи, в сборе информации для ребенка по интересующей его теме влияет на конечный результат исследовательской деятельности дошкольника.
Для организации исследовательской деятельности в учреждении дошкольного образования созданы условия, – это детская лаборатория в группе. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности, она предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разным темам. Содержание ее разнообразно: это различные коллекции природного и рукотворного материала, оборудование для проведения опытов, измерительные приборы, схемы проведения опытов, опознавательные знаки исследователей, специальная детская одежда и головные уборы докладчиков.DSCF5122
Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка и только сообща, взаимодействуя, можно создать дошкольнику атмосферу творческого общения, взаимопомощи и поддержки.

Развитие исследовательской деятельности возможно лишь в том случае, если ребенок чувствует поддержку от взрослого, и в случае неудачи необходимо помнить, что недопустимыми являются жесткие отрицательные оценочные суждения в адрес, как результатов деятельности ребенка, так и его личности.

Светлана МИРОНОВА, воспитатель высшей квалификационной категории
ГУО «Ясли-сад №2 «Солнышко» г. Костюковичи.

 

Нет постов для отображения