Ежегодно в первое воскресенье августа свой профессиональный праздник – День железнодорожника – отмечают труженики стальных магистралей Беларуси. Этот год для работников станции Коммунары стал значимым. За высокие производственные показатели станция Коммунары занесена на Доску почета РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» и является одним из лидеров по объемам грузовых перевозок.
О том, как работает железнодорожная станция и с какими показателями встречают свой профессиональный праздник работники стальной магистрали, наш материал.
Взяли маршрут на успех
Станция Коммунары является объединенной станцией 2-го класса. В ее состав входят станции Предзаводская, Волосковня и Белынковичи.
Здесь выполняют как грузовую, так и пассажирскую работу.
Ежегодно высокие показатели в погрузке и выгрузке демонстрируют станции Коммунары и Предзаводская. Железнодорожники, показывая достойные результаты в труде, неоднократно были удостоены различных наград.
К станции Коммунары примыкают шесть подъездных путей. Есть грузовой двор, где расположен участок «Могилевгрузсервиса», на котором ведется выгрузка щебня, отсева, песчано-гравийной смеси и других сыпучих грузов, погрузка лесо- и пиломатериалов. Станцией Коммунары обслуживается пять районов – Костюковичский, Краснопольский, Хотимский, Климовичский и Чериковский.
В настоящее время основными клиентами станций Коммунары и Предзаводская являются ОАО «Белорусский цементный завод», ОАО «Костюковичский райагропромтехэнерго», ГЛХУ «Краснопольский лесхоз», ГЛХУ «Костюковичский лесхоз», УП «Могилеввторчермет», КУП «Могилевоблдорстрой», РУП «Белоруснефть – Могилевоблнефтепродукт» и другие организации и предприятия. Номенклатура грузов достаточно широкая: цемент, мел технологический, брикет, уголь, лесоматериалы, щебень, нефтепродукты, удобрения и другие роды грузов.
По словам начальника станции Владислава ШАПОВАЛОВА, безопасность движения и охрана труда здесь полностью обеспечены.
– С начала года мы взяли хороший темп. И даже с учетом текущих реалий цифры по перевозкам грузов внушительные. За истекший период времени погружено более миллиона тонн грузов, что составляет 104,7% к уровню 2023 года, – вводит нас в курс дела начальник станции. – Так, по станции Коммунары погрузка за 7 месяцев составила 2729 вагонов, 110685 тыс. тонн; по станции Предзаводская – 14494 вагонов, 1005660 тыс. тонн. По выгрузке цифры также неплохие: станция Коммунары – 2568 вагонов, Предзаводская – 5131 вагонов, что составляет по объединенной станции 101,6% в сравнении с показателями 2023 года. Целенаправленно работаем по привлечению новых клиентов, причем различных форм собственности. Мы не боимся больших объемов и готовы с ними работать!
Основной продукцией погрузки является цемент, который отгружается как во внутриреспубликанском сообщении, так и на экспорт в Российскую Федерацию. По словам Владислава Андреевича, большая доля погрузки приходится на экспорт – 58,9%.
На станции Коммунары производится погрузка продукции Костюковичского и Краснопольского лесхозов. Участок «Могилевгрузсервис» производит погрузку пиломатериалов, которые идут в Азербайджан. Это в среднем четыре-пять вагонов ежемесячно. Костюковичский участок УП «Могилеввторчермет» стабильно ежемесячно отгружает десять вагонов железного лома на Белорусский металлургический завод.
Работают как единый механизм
В настоящее время в штате объединенной станции Коммунары трудятся 57 человек, в том числе дежурные по станции, операторы СТЦ, приемосдатчики груза и багажа, агенты коммерческие по транспортному обслуживанию, билетные кассиры, станционные рабочие и другие.
Большая ответственность лежит на дежурных по станции, из них самые опытные – Галина Дроздова, стаж которой без малого 41 год, и Ирина Старовойтова, которая трудится здесь 35 лет. Это профессионалы своего дела, прекрасно знающие работу и передающие опыт молодому поколению железнодорожников. Старший билетный кассир Людмила Мамусева тоже трудится на станции 27 лет. Это очень компетентный работник, открытый и отзывчивый. Стоит отметить нелегкий труд приемосдатчиков груза и багажа, которым приходится работать не только в кабинете, но и на открытом воздухе в жару и в холод, в снежные и дождливые дни. Самые опытные из них – Галина Буренкова, которая трудится на станции 31 год, и Татьяна Астапова, чей стаж работы равен 23 годам. Это профессионалы своего дела, имеющие большой опыт, который они передают молодым специалистам.
– Каждый из работников железнодорожной станции, – продолжает Владислав Андреевич, – вносит свой вклад в большое общее дело. Мы – одна железнодорожная семья и работаем на общий результат! И хоть у всех нас разные пути, зато железная дорога – одна!
Владислав Шаповалов возглавил станцию Коммунары в октябре 2023 года. После окончания в 2021 году Белорусского государственного университета транспорта по специальности «организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» работал дежурным по станции Предзаводская, затем начальником станции Чаусы. Молодой руководитель считает, что начальник во всем должен подавать пример своим подчиненным, обладать фундаментальными знаниями технологического процесса и знать все его этапы. Но в целом успех зависит от сплоченной команды всего коллектива.
Дирижирует движением составов
Кто следит за точным графиком прибытия поездов и за тем, чтобы составы приезжали ровнехонько на обозначенную платформу? Конечно же, это дежурный по станции. Чтобы ловко и грамотно дирижировать движением, нужна не только специальная подготовка, но и острота ума, способность быстро принимать решения, чувство повышенной ответственности за свои действия. Всеми этими качествами обладает один из опытнейших работников станции Коммунары Ирина СТАРОВОЙТОВА, которая трудится дежурным по станции вот уже 35 лет и за многолетний труд в 2023 году была удостоена нагрудного знака «Выдатнік Беларускай чыгункі».
Родом Ирина Александровна из Гомельской области. С родителями переехала в Кричевский район, где и окончила среднюю школу, а затем поступила в Гомельский БелГУТ по специальности «управление процессами перевозок». По распределению приехала работать в Костюковичи. Первое и единственное место ее работы – станция Коммунары. Здесь встретила Ирина свою любовь и создала семью. Кстати, ее супруг Валерий Николаевич работает дежурным по станции Предзаводская. Так железная дорога соединила два любящих сердца, создав семейный подряд. И трудовая биография семьи Старовойтовых уже более трех десятков лет идет под мерный стук колес поездов.
Оба супруга работают каждый в свою смену, и часто смены не совпадают.
– Так что видимся редко, – смеется наша героиня. – Я прихожу домой, а он уходит на работу. Такое частенько случается в семье железнодорожников.
С супругом вырастили сына и дочь, дав им достойное образование и воспитание. И хоть дети не пошли по стопам родителей (занимаются IT-технологиями), всегда с глубоким уважением относятся к их работе.
О своих обязанностях Ирина Александровна говорит со знанием дела:
– Основная моя задача – обеспечить безопасность движения поездов. Необходимо организовать маневровую работу так, чтобы было экономично, эффективно и продуктивно.
Мы на рабочем месте Ирины Старовойтовой. Располагается дежурный по станции в кресле перед монитором компьютера, а сбоку от нее – большой, усыпанный кнопками пульт, а перед ним – специальное табло, лампочки на котором – это повторители показаний загорающихся светофоров или прибывающих составов.
– Для передвижения маневрового локомотива с каждого пути готовится маршрут, нажимаются соответствующие кнопки, – объясняет нам дежурный по станции, тут же показывая на пульте. – Маршрут закрывается маневровым сигналом. Соответственно дается команда составителю поездов, который передает ее машинисту на движение состава. Таким образом осуществляется маневровая работа.
Представить сложно, как можно управляться со всей этой россыпью переключателей да еще держать в голове информацию о прибывающих составах и направлять их на нужный путь. А Ирина Александровна с этим справляется легко. Говорит, что каждая новая смена не похожа на предыдущую: ситуации разные, разный подвижной состав, поэтому нужно рационально всегда организовывать маневры, чтобы своевременно обеспечить подачу вагонов каждому грузополучателю, убрать загруженные вагоны с веток.
Наша героиня несет ответственность и за пассажиров, и за грузовые поезда, и за перевозку грузов, и за людей, работающих на путях. За 35 лет ЧП в ее работе не было. Но ураганный ветер 14 июля этого года доставил, конечно же, массу проблем: поваленные деревья прямо на железнодорожное полотно необходимо было вовремя убрать. Все работали в режиме нон-стоп. Безусловно, были задержки поездов, но благодаря слаженной работе никто не пострадал.
В копилке достижений Ирины Старовойтовой – Почетные грамоты и Благодарность начальника Белорусской железной дороги и начальника Могилевского отделения. Каждый раз женщина наблюдает, как отправляется очередной состав, и чувствует гордость за то, что в обеспечении этого бесперебойного и важного для экономики страны движения на стальных магистралях есть и ее вклад.
В работе немного психолог
Ровно 27 лет работает на станции Коммунары Людмила МАМУСЕВА. Инициативная, добросовестная, надежная – так говорит о ней руководство. За отзывчивость и коммуникабельность ее ценят коллеги. А сама Людмила Васильевна о секрете успеха говорит просто: «Надо любить свою работу, и в любой ситуации стараться видеть позитивные моменты». Вот уже 18 лет она старший билетный кассир.
Родилась и выросла Людмила в Белой Дуброве, где нет железной дороги. И предположить тогда не могла девушка, что свяжет свою жизнь с работой на стальной магистрали. Из разговора понятно, что выбор профессии пришел не сразу. После Могилевского ПТУ, где училась на продавца, какое-то время трудилась Людмила по специальности, а потом перешла билетным кассиром в железнодорожную кассу и ничуть не пожалела.
– Мне моя работа нравится, – признается Людмила Васильевна. – Это общение. Хочется, чтобы не было конфликтных ситуаций. Сейчас как старший кассир я немного еще и психолог. Ведь по обе стороны билетной кассы живые люди. Нужно, чтобы все были взаимовежливы и довольны. Курьезов много. Но все поправимо. Главное, чтобы не было трагедий.
Любит Людмила Мамусева, когда пассажиры уходят довольные, купив в кассе нужный билет.
Пример со своего руководителя берут и два билетных кассира – в общении с пассажирами они никогда не скупятся на улыбки. Приятно, когда пассажиры доброжелательные, спокойные и законопослушные люди. Но бывают ситуации, когда кассир вынужден быть психологом. К каждому нужно найти подход: выслушать, посоветовать, подсказать.
– Я уверена, что улыбка, вежливое слово растопит лед в сердце любого человека – и люди вам улыбнутся в ответ. Даже простое «Доброе утро!» может поднять пассажиру настроение, расположить к себе.
Билетный кассир должен правильно оформить проездной документ, будь это пригородное сообщение или международное. Поэтому необходимо быть очень внимательным, например, вводя паспортные данные в билет международного сообщения или выдавая сдачу.
– Сейчас все более набирает популярность оплата по безналичному расчету. И много пассажиров выбирают покупку билетов онлайн, – рассказывает старший билетный кассир. – Чаще такой возможностью пользуется молодежь.
Билетные кассиры на станции Коммунары работают каждый по своему графику. В выходные, когда идет большой поток пассажиров, в основном студентов, работают одновременно две кассы.
По словам Людмилы Мамусевой, после пандемии планы по продаже билетов не выполняются. Из пассажирских остался только поезд «Коммунары – Гродно», который ходит ежедневно, а по воскресеньям – дополнительный. Остальные поезда региональных линий экономкласса. Однако стоит заметить, что в этом году пользуются спросом билеты международного сообщения в южном направлении, а также в Москву и Санкт-Петербург. Много билетов покупается через станцию Орша. А это значит, что поток пассажиров все-таки высокий, особенно в выходные и праздники.
Координация действий подчиненных, составление их графиков работы, контроль исправности оборудования – обязанностей у старшего билетного кассира много. Также в конце каждого месяца Людмила Мамусева должна составлять отчеты по выручке, выработке часов. Такая ответственность не пугает профессионала, ей это по душе. Железнодорожница считает, что напряженный производственный ритм только помогает всегда быть в тонусе.
Кстати, супруг Людмилы Васильевны Александр Константинович тоже 37 лет отработал на железной магистрали, а сейчас находится на заслуженном отдыхе. Машинист тепловоза управлял поездами в пригородном и грузовом сообщении. Так что несут свою любовь супруги Мамусевы через годы, связанные железной дорогой.
Фото Людмилы СМОЛЯКОВОЙ