Стало уже доброй традицией в конце каждого года встречаться с нашим талантливым земляком, художником Александром Захаренко. Как всегда, ему есть о чем рассказать. Прошедший 2010 год для Александра Николаевича выдался довольно насыщенным на творческие поездки и продуктивным в плане работы. Всего лишь тридцать дней за год он провел рядом со своей семьей. Но обо всем по порядку расскажет он сам.
— Переславль-Залесский. Академическая дача им. Кардовского. Первое и незабываемое впечатление получил от творческой поездки в это удивительное место. Поразили своим величием монастыри Переславля-Залесского и множество небольших церквушек. Узнал много интересных исторических фактов. Например, в этом городе когда-то строил свой флот Петр Первый.
Ростов Великий. Впечатлила монументальность древнерусской архитектуры. Огромные колокола, звонницы… И озеро Неро. Увиденное запечатлевал на холсте. Поразили композицией и величием фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре (кстати, в этом монастыре снимался всеми любимый фильм «Иван Васильевич меняет профессию»).
Борисоглебск. Камерный город, сохранивший первоначальный вид. Не оставляют равнодушным еще не тронутые реставрацией монастыри. Всю эту красоту хотелось сразу зарисовать, но не хватало времени. За месяц пребывания в этих красивейших российских городах написал три картины.
Москва. С большим успехом прошла моя персональная выставка под названием «Края родные» в выставочном зале «Богородское» в столице Российской Федерации. Говорили, что было много посетителей. Правда, самому не удалось побывать – улетел за рубеж.
Черногория. Довелось хорошо поработать целый месяц на международном пленере, который проходил в рамках проекта «Черногория глазами русских художников». Удивительная природа этой страны повлияла на мою палитру, она стала яркой и сочной. Интенсивные и колоритные краски черногорских пейзажей нашли отражение в моих работах. Многие художники едут в эту страну именно за этим. Понимание этого еще больше во мне укрепилось после визита в другие зарубежные страны. Но об этом позже. Еще один большой «плюс» от участия в пленере – это представившаяся возможность познакомиться с интересными художниками из Сербии, Македонии и других стран. Общение с такими людьми обогащает человека, расширяет его мировоззрение. Это своего рода толчок к чему-то новому в творчестве.
Италия. Семь дней, проведенных в Италии в рамках Черногорского пленера, запомнились… серостью и серостью. Унылостью веяло повсюду. Пасмурная погода, каменный город, отсутствие ярких красок. Единственное, что впечатлило, — это мощи святого Николая Чудотворца, к которым мне довелось прикоснуться.
Великий Устюг. Участие в пленере «Сухонские зори». Старинный русский город является своего рода Меккой для художников. Сюда приезжают и взрослые, и дети — художники. Величие церквей и храмов, архитектура вдохновляли многих художников на создание поистине шедевральных произведений. Плодотворно поработал и я. Две работы «Просторы православия» и «Вечер над Сухона» были высоко оценены искусствоведами и художниками.
Васнецовское Рябово. Целый месяц я провел на родине братьев Васнецовых. Принимал участие в пленере вместе с известными и очень сильными художниками из разных городов России. Это ко многому обязывало. Нужно было на их фоне тоже выглядеть достойно. В итоге картины «Туманы» и «Закат» вошли в экспозицию Вятского художественного музея им. Васнецовых В. М. и А. М..
Москва. Немецко-российская выставка «Группа 8», где смог достойно представить себя. Экспонировались три работы, на которых изображены российские просторы, великолепные купола.
И снова Москва. Персональная выставка «Моя жизнь» в выставочном зале «Измайлово», приуроченная ко дню города и проходившая в рамках проекта по творческому обмену Могилевской области и восточного административного округа Москвы, которые являются побратимами. На персональной выставке экспонировались 18 моих работ.
Франция. Довольно серьезная творческая поездка. Привез массу впечатлений. Основные трудности, с которыми довелось столкнуться изначально, это менталитет французов. Незнание языка осложняло жизнь, но постепенно привык и к условиям, и к быту, и освоил несколько ключевых, самых необходимых для жизни фраз и слов. Париж, безусловно, красивый город, особенно когда начинает смеркаться. Но там круглосуточная суета, бесконечный поток людей, туристов. А настоящая красота, настоящая Франция – это провинция. Очень хотелось написать небольшие улочки Парижа. Здесь очень светло. Такое богатство оттенков! Непередаваемая красота древних замков поразила. Все это хотелось запечатлеть. Проходившие мимо люди, местные жители, обращали внимание на художников и желали, чтобы они как можно больше «выплеснули свою душу на полотно».
Мне очень повезло – удалось попасть на выставку Клода Моне. Посмотрел его уникальные работы, это, действительно, большая школа для меня. Это обогатило и вдохновило на творчество. Результат от полученных неизгладимых впечатлений впереди. Сейчас работаю над французскими пейзажами.
Палитра впечатлений и сюжетов для Александра Захаренко оказалась огромной, яркой и контрастной одновременно. Он в одночасье приобрел бесценный опыт и смог показать себя и свое мастерство на достаточно высоком уровне, более того — открыл в себе неисчерпанный потенциал, резерв творческих сил и желания творить, совершенствоваться. Впереди у него большие планы. Многое хочется претворить в жизнь. Многое написать.
И не только увиденное повлияло на художника. Общение с известными мастерами кисти, их оценка его творчества стали своеобразным толчком к действию. Работы нашего земляка однозначно выделялись на фоне других, их безошибочно, не зная откуда приехал Александр Николаевич, относили к белорусской школе живописи. Называли его продолжателем традиций Белыничского-Бирули, белорусского художника, известного во всем мире. И… снова все увидели в творческом почерке Захаренко английского живописца-пейзажиста 19-го века Тернера.
Думаю, со мной многие согласятся: успех Александра Николаевича Захаренко – повод для гордости для всех нас, его земляков. Как говорится, большое видится на расстоянии. Так и здесь. Талант Захаренко признан за рубежом. О нем недавно была опубликована статья в «Московском журнале», его имя вошло в российскую книгу «Лучшие выставки 2009 года». И более того, он включен в 5-й том российского издания «Энциклопедия живописцев». Творчество Захаренко не только заметили, но и отметили, что оно развивается, уровень растет, мастерство совершенствуется.
Сам Александр Николаевич признается, что прошедший год был для него напряженный, но интересный. А вот большую радость он испытывает не за себя, а за сына Артема, который успешно закончил Витебский государственный университет им. Машерова и получил специальность резчика по дереву – пошел по стопам отца. Теперь занимается украшательством церквей – ажурной резьбой по дереву. И это неплохо у него получается. Успехи сына придают силы отцу и вдохновляют.
Ныне Александр Захаренко в очередной творческой командировке. Впереди – целый год усиленного труда. Такой он человек – ни дня без дела, ни дня без творчества. В этом заключается смысл его интересной, полной, созидательной жизни. А о том, что удастся сделать ему за эти двенадцать месяцев, мы узнаем через год. По сложившейся традиции.
Ирина ПЕТРУСЕВИЧ
Фото Людмилы СМОЛЯКОВОЙ